Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Практико-ориентированное обучение как условие подготовки высококвалифицированных рабочих по профессии «Судостроитель-судоремонтник металлических судов»

Поделитесь с коллегами

Актуальность темы связана с возрастающими потребностями рынка труда к содержанию и качеству подготовки специалистов в области судостроения. Профессия судостроителя является на сегодняшний день одной из наиболее перспективных и востребованных. В нашей стране разработана Государственная программа «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», направленная на повышение уровня конкурентоспособности, технологического развития российской судостроительной промышленности. Для реализации столь масштабных задач потребуются квалифицированные кадры.
В настоящее время назрела потребность в построении образовательного процесса, обеспечивающего формирование личностных качеств, профессиональных компетенций у обучающихся, их трудовое становление как профессионалов. При этом современный выпускник колледжа должен обладать не только компетенциями, но и умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
На смену методам обучения, направленных на трансляцию готовых знаний должны прийти методы, способствующие формированию умения делать выбор, нести ответственность за него, проявлять творческий подход, инициативу, самостоятельность.
Педагог, мастер производственного обучения должны делать учебный процесс интересным, познавательным, творческим процессом. Этому может способствовать реализация практико-ориентированного подхода к обучению. В основе такого подхода лежит деятельность, осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Обучение ориентирует обучающихся на практическое освоение профессии, а не на теоретическое ее познание.
Практико-ориентированный подход к подготовке будущих судостроителей базируется на применении таких технологий как модульное, проблемное обучение, проектные, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии и др.
Данные технологии позволяют отбирать деятельностные, активные формы и методы обучения, усиливать практическую направленность образования, более эффективно формировать заявленные в ФГОС СПО компетенции.
Реализуя практико-ориентированный подход следует учитывать принципы:
- обеспечения мотивации к обучению;
- связи обучения с практикой;
- сознательности и активности обучающихся в обучении.
В ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж» подготовка будущих судостроителей-судоремонтников осуществляется на основе практико-ориентированного подхода. В образовательный процесс внедряются элементы дуального обучения, устанавливаются тесные взаимоотношения с организациями-работодателями.
Практика является основным видом учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся – будущих судостроителей.
В колледже созданы материально-технические условия для проведения учебной практики, выполнения обучающимися реальных профессиональных задач. Большое значение придается организации производственной практики на базовых предприятиях. Это дает возможность осваивать профессию в реальных условиях, с участием и под руководством профессионалов.
Мастер производственного обучения создает условия, в которых обучающийся имеет возможность выразить себя, проявить свой интерес. Происходит изменение роли педагога от позиции транслятора знаний к позиции наставника, умеющего организовать эффективный процесс освоения будущими судостроителями-судоремонтниками профессиональных модулей. Большое внимание стало уделять самостоятельной работе, разработке комплектов оценочных средств с индивидуальными заданиями, производственными ситуациями, внедрению новых практико-ориентированных методов обучения. Мастером производственного обучения на занятиях используются игровые, проектные, интерактивные технологии, ИКТ- технологии, проблемное обучение и др.
В рамках учебной практики моделируются ситуации, распределяются роли «бригадир», «технолог», «рабочий», «ОТК» и др., проводятся уроки-конкурсы. На занятиях обучающиеся выполняют мини-проекты, в рамках внеаудиторной самостоятельной работы – более долгосрочные творческие проекты. Разработаны занятия с применением интерактивной доски, компьютерной программы «Компас», дискуссионных методов и др.
Практико-ориентированный подход предполагает использование приемов и методов
активизации творческой деятельности обучающихся. Мастер производственного обучения разрабатывает кроссворды, подбирает иллюстрации, игры, занимательные упражнения, использует метод мозгового штурма и эвристической беседы.
Стать высококвалифицированным специалистом невозможно без наличия профессионального интереса.
Повышению уровню мотивации, возникновению и сохранению интереса к профессии способствуют: экскурсии на производство, встречи с выпускниками, практическими работниками, конкурсы профессионального мастерства, выставки достижений в области профессии, посещение занятий кружков и т.д. Очень важно создавать атмосферу партнерства, оказывать поддержку обучающимся. Мастер должен подбирать задания, учитывая личностные особенности обучающихся, поощрять успехи подопечных, добиваться того, чтобы каждый достигал положительных результатов.
Представленные формы и методы работы позволяют мастеру производственного обучения помочь обучающимся стать более самостоятельными, ответственно и творчески относиться к учебе, успешно освоить профессиональные компетенции.

Список источников информации
1. Морозова, Т.И. Практико-ориентированные технологии, как необходимое условие творческого развития студентов [электронный ресурс] // Материалы XIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». – Режим доступа: http://ито-ростов.рф/2013/section/212/96567/
2. Рябова, М.А. Педагогические условия совершенствования производственного обучения студентов колледжа на основе практико-ориентированной учебно-производственной деятельности // Среднее профессиональное образование. – 2015. - №7. – С.30-33.

Оставьте свой комментарий
avatar