Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Организация индивидуального проектирования обучающихся в колледже

Поделитесь с коллегами

Молева Ирина Николаевна, методист
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж», г. Городец

Современный человек отличается инициативностью и ответственностью, адаптивностью к динамично меняющимся условиям. Сложившаяся система образования не способствует формированию инициативного обучающегося, который был бы способен самостоятельно добывать необходимую ему информацию, творчески преобразовывать, извлекать самое главное.
В настоящее время в учебных планах по программам подготовки специалистов и рабочих (служащих) должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Под проектом (от лат.project- продвинутый вперёд) в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понимается:
1. разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2. предварительный текст какого-нибудь документа;
3. замысел, план.
Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Проектная деятельность в колледже – это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Индивидуальный проект – учебный проект, выполняемый обучающимися первого курса в рамках одной или нескольких общеобразовательных учебных дисциплин с целью демонстрации достижений в самостоятельном освоении обучающимися содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
В ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж» на протяжении последних двух лет активно ведется работа по организации и методическому сопровождению индивидуального проектирования обучающихся.
Методической службой колледжа в помощь руководителям индивидуальных проектов были разработаны «Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта для обучающихся и преподавателей».
Индивидуальный проект предполагает получение вполне реального практического результата на основе теоретических знаний, оформленного тем или иным образом.
Чтобы добиться такого результата, нужно научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления продуктов различного рода.
Результат проекта можно обозначить как овладение обучающимися навыками самостоятельной работы, умения получать знания через свою деятельность. С помощью проектирования можно обучить обучающихся выявлению и формулировке проблемы, определению путей решения проблемы и подбору для этого нужной информации. Метод является одним из эффективных средств построения личностно-ориентированной педагогической системы.
Руководителем проекта является преподаватель-предметник, координирующий проект.
В процессе написания индивидуальных проектов выработан алгоритм работы: выбор темы, анализ имеющихся данных, целеполагание и обоснование актуальности, что происходит в совместной деятельности обучающегося с преподавателем. А далее проект реализуется индивидуально. Темы проектов самые разные: «Экология языка», «Экспрессивное средство выразительности русского языка», «Польза ядерной физики», «Легенды и сказки в математике», «Счастливые и несчастливые числа» и др. Устанавливаются сроки представления преподавателю проекта, обучающиеся обращаются к руководителю за консультацией того или иного вопроса.
Несмотря на разнообразие тем, структура индивидуального проекта должна быть примерно одинаковой: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, определения, список использованных источников.
Обязательным условием практико-ориентированного проекта является продукт как результат. В качестве такого продукта могут выступать брошюры, буклеты, макеты, изделия и т.д. Интересным, к примеру, оказался проект, практической частью которого явилось изготовление хлеба по рецептуре времен Великой Отечественной Войны.
После завершения работы над оформлением проекта необходимо продумать презентацию. Для защиты проекта создается комиссия, состоящая из представителей администрации, ведущих педагогов, сотрудников методической службы. Для оценки индивидуальных проектов (как самой работы, так и ее защиты) используется рейтинговая оценка. Можно отметить, что многие индивидуальные проекты сделаны на достаточно высоком уровне, а главное, мы видим интерес обучающихся к этой деятельности, их желание показать результаты своего труда, сопереживание другим. Это самый важный результат работы по внедрению индивидуальных проектов среди обучающихся первого курса по общеобразовательным дисциплинам.
В ходе анализа индивидуальных проектов проводится семинар «Первые шаги в исследовательской деятельности», направленный на формирование единого информационного пространства, обмена опытом, вовлечение в исследовательскую деятельность. Семинар проводился с целью:
- обмена опытом научно-исследовательской деятельности;
- актуализация основ научно-исследовательской деятельности;
- изучение методов исследования и сбора экономической информации;
- побуждение к исследовательской активности.
Лучшие проекты рекомендуются для участия в мероприятиях разного уровня: «Галактика знаний», «Юность. Наука. Творчество» и др.
Участие в научно - практической конференции «Индивидуальный проект – путь к профессиональной карьере», организуемой Городецким Губернским колледжем позволит активизировать познавательную, творческую, интеллектуальную инициативу молодежи, развить сотрудничество между образовательными организациями Нижегородской области.
Можно сказать, что индивидуальные проекты завоевывают устойчивые позиции. Однако существуют противоречия, которые мешают применять его в практике подготовки обучающихся. Так, в системе календарно-тематического планирования не предусмотрены часы для консультаций по индивидуальному проектированию. Для написания индивидуального проекта используется время, отведенное на самостоятельную работу обучающихся.
Несмотря на это, проектная деятельность в колледже является отправной точкой в формировании исследовательских навыков обучающихся, необходимых им для написания курсовых работ, ВКР и будущей профессиональной деятельности.
Данная деятельность развивает такие качества личности, как познавательная активность, заинтересованность в обучение, расширение кругозора, мотивирует осознанное получение и использование знания. Кроме того, обучающиеся учатся работать над проблемой, получают навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, публичного выступления. Работа над проектом дает возможность обучающимся сотрудничать с руководителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения. У обучающихся формируются компетенции значимые для его успешной профессиональной деятельности.

Оставьте свой комментарий
avatar