Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

XV - Всероссийская интернет – конференция

1. Состояние и перспективы развития профессионального образования в России [22]
2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании [204]
3. Проблемы и перспективы внедрения ФГОС по ТОП-50 специальностям [6]
4. Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia [6]
Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia»
5. Проблемы социально-профессиональной адаптации учащихся с ОВЗ [6]
6. Методика организации воспитательного процесса в СПО [30]
Положение о конференции [1]

Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки современного специалиста в СПО

Поделитесь с коллегами

Методика организации воспитательного процесса в СПО
Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки современного специалиста в СПО
Лебедева Елена Николаевна, преподаватель информационных технологий
Пяткова Елена Игоревна, преподаватель информационных технологий
СПб ГБПОУ «Петровский колледж», Санкт-Петербург

Миссия Петровского колледжа: Формирование творческой личности конкурентоспособного специалиста, достойного гражданина России.
Огромную роль в формировании будущего специалиста играет не только учебная, но и воспитательная работа.
Воспитание — это творчески целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации усвоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности.
В воспитательном процессе колледж ставит следующие цели и задачи:
- формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания;
- развитие духовности и культуры поведения, инициативности и самостоятельности;
- организация социально значимой, творческой деятельности студентов;
- формирование толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
Поставленные задачи направлены на то, чтобы в колледже присутствовала доброжелательная и творческая атмосфера, вера в силы и возможности каждого студента. Одной из важнейших задач колледжа является сплочение коллектива, привитие студентам нравственных и человеческих качеств. В группах должна царить дружественная атмосфера, взаимоуважение. На сегодняшний день это очень актуально, потому что группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты.
Для организации досуга студентов и сплочения коллектива в течение года проводятся традиционные мероприятия: «День знаний», «Петровская Ассамблея», «Петровский звездопад», День отказа от курения, День Учителя, Новый год, «День Святого Валентина», День Защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, День Победы.
Огромное внимание уделяется работе с родителями. Организация работы с родителями в колледже строится в соответствии со следующими целями:
просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Здесь активно используется такая форма работы как родительское собрание. Темы собраний не сводятся только с ознакомлением родителей об успеваемости, посещаемости и дисциплине. Темы подобраны грамотно и целенаправленно. Одни из них это - «Воспитание здорового в нравственном и физическом отношении человека», «Как наладить общение с ребенком в семье», «Любовь в семье», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка» и др.:
консультативная - совместный педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения учебных навыков. Многие классные руководители проводят тестирования, анкетирования среди родителей; во всех группах используется такая форма работы как «телефон доверия», работает консультативный пункт для родителей, проводятся вечера вопросов и ответов;
коммуникативная - это обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, взаимодействия детей и родителей. В колледже проводятся совместные собрания детей и родителей; приглашения родителей для выступления перед учащимися группы о своей профессии; участия родителей в родительском комитете и др. формы работы.
Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
В Госстандарте профессионального образования указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно показатели качества обучения. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объём и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса профессионального образования. Педагог профессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ГОСа. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности.
Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.
Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и обучающихся.
Направления работы:
- активация самоуправления на отделениях (актив групп, клубов и спортивных
секций);
- организация внеучебной деятельности и свободного времени студентов;
- профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика опозданий и пропусков занятий без уважительной причины;
- совершенствование документации по ведению дополнительных образовательных
услуг.
В начале учебного года приказом по колледжу к каждой учебной группе был
прикреплен классный руководитель. В течение учебного года классные руководители проводили не только организационные собрания в группах, но и тематические классные часы, для студентов были организованы тематические экскурсии.
Одним из направлений воспитательной работы в колледже является студенческое самоуправление, которое в настоящее время скорее можно назвать соуправление. Студенческое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. В ситуации самоуправления студентов педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги, кураторы должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции.
Смысл студенческого самоуправления заключается не в управлении одних студентов другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Основными задачами самоуправления обучающихся являются:
• защита прав;
• приобретение студентами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;
• совместное решение педагогами и обучающимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.
Самоуправление, безусловно, необходимо. Ведь оно способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей, хозяев своей собственной жизни.
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

В процессе самовоспитания обучающиеся должны осуществлять следующие действия:
• анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;
• ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;
• участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;
• осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.
Воспитательный процесс в колледже является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Он строится на основе гуманистической направленности воспитательной работы, на основе развития социальной и культурной компетентности личности.
Таким образом, к специфическим особенностям организации воспитательной деятельности учреждений профессионального образования можно отнести следующее:
1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения предлагают своим обучающимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров.
2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания Педагогические коллективы работают над созданием механизма развития способностей обучающихся к самоопределению саморазвитию и самореализации.
3. Компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляют всех работников профессионального образования в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья обучающихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.
4. Четвертое условие, отражающее специфику воспитательной работы учреждений профессионального образования - профессионализм педагога. Субъектом воспитательной деятельности в любой педагогической системе
является педагог - носитель ценностных ориентаций, культуры.
Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутко, Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
3. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002
4. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с.
5. Морева Н.А. М793 Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 2 т. Т. 2: Теория воспитания / Н.А. Морева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
6. Рыкова, Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003
7. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.

Оставьте свой комментарий
m">
avatar