- 06.04.2020
- 1934 Просмотра
- Обсудить
Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: в связи с обучением в ССУЗе или ВУЗе иностранных студентов, у педагогического коллектива появляется необходимость создания условий, способствовавших профилактике культурных конфликтов между студентами, а также формированию готовности находить оптимальные пути достижения целей. В статье представлены результаты опроса студентов СОФ МГРИ (СПО) по указанной теме.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, студенческая среда, иностранцы
В последние годы в нашем учебном заведении стали обучаться иностранные студенты из стран дальнего зарубежья: Египта, Сирии, Ирака, Иордании, Туниса, Ливии, Алжира, Саудовской Аравии, Палестины. Причем, обучаются они как в отдельно созданных группах, так и совместно со студентами из нашей страны или ближнего зарубежья. В связи с этим, у педагогического коллектива возникает необходимость разработки новых межкультурных коммуникационных стратегий и тактик. Понятно, что требуется создать условия, способствовавшие профилактике культурных конфликтов между студентами, а также формированию готовности находить оптимальные пути достижения общих целей при возможном столкновении культур.
Для определения проблем межкультурной коммуникации студентов СОФ МГРИ, а также возможности ее развития, в рамках работы лаборатории социологических исследований был проведен опрос студентов нашего учебного заведения, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Всего в анкетировании приняло участие четыреста человек, по сто с каждого курса.
В ходе исследования мы планировали решить следующие задачи: изучить отношение студентов СОФ МГРИ (СПО) к студентам-иностранцам; выяснить, оказывают ли наши студенты им помощь в изучении русского языка, а также культуры, обычаев и традиций страны; определить, какую реакцию вызывает предвзятое отношение некоторых лиц к студентам-иностранцам; узнать необходимость изучения (хотя бы факультативно), межкультурных коммуникаций; выявить, ощущают ли наши студенты резкий контраст во взглядах на жизнь, менталитете, образе жизни, традициях, привычках при общении со студентами-иностранцами.
Объектом исследования являются студенты дневного отделения СОФ МГРИ (СПО), а предмет исследования - отношение российских студентов к студентам-иностранцам. Какие гипотезы были выдвинуты? Большинство студентов нашего учебного заведения доброжелательно относятся к студентам-иностранцам, а также оказывает им помощь в изучении русского языка, культуры, обычаев и традиций России. Большая часть нейтрально реагирует на то, что некоторые люди предвзято относятся к студентам-иностранцам, а также считают необходимым изучение предмета «Межкультурные коммуникации» и не ощущают резкого контраст во взглядах на жизнь, менталитете, образе жизни, традициях, привычках при общении с иностранцами.Также большинство студентов считает себя толерантными людьми.
Для исследования отношения студентов СОФ МГРИ к студентам-иностранцам, мы проводили групповое анкетирование в учебных группах. Мы использовали именно этот метод по ряду причин: анкетирование позволяет одновременно опросить большое число студентов, без влияния на них; обеспечивает анонимность; экономию времени; не требует больших затрат (материальных и людских); прост в обработке результатов.
Выборка респондентов (с первого по четвертый курс, среди обучающихся по программам среднего профессионального образования) была проведена таким образом, чтобы исследовать обозначенную выше проблему среди студентов, непосредственно в момент их обучения в ВУЗе. Представлю результаты опроса.
Прежде всего, все студенты СОФ МГРИ (СПО) ответили, что в нашем учебном заведении обучаются иностранные студенты. Причем, они и проживают в общежитии, следовательно, нашим студентам приходится не только вместе обучаться, но и жить в одних условиях, проводить время досуга, заниматься в спортивных секциях, участвовать в мероприятиях, проводимых в общежитии, а также общевузовских.
Каково в целом отношение респондентов к иностранным студентам? Характерно, что основная масса студентов (62%) оценили свое отношение как нейтральное, 34%, ответили: «положительно», а 3% отметили, что они отрицательно относятся к студентам-иностранцам. Но 1% затруднились ответить, указав, что никогда не задумывались об этом.
Из ответа проанкетированных студентов стало ясно, что чуть больше трех четвертей из них (76%) общаются со студентами-иностранцами в процессе обучения в университете, 22% проживают в общежитии, 14% общаются во время подготовки и проведения совместных мероприятий, а 2% - во время занятий в спортивных секциях. При этом все они общаются с иностранными студентами на русском языке.
Затем респондентам был задан вопрос: «Проводятся ли в Вашем университете дни, посвященные культуре и традициям зарубежных стран?». Характерно, что положительно на него ответило 86% студентов, 6% дали отрицательный ответ. Они, видимо, не принимали в них участия, так как в СОФ МГРИ такие мероприятия проводятся, причем регулярно. Кроме того, иностранные студенты регулярно выступают со своими песнями и танцами на регулярных общевузовских мероприятиях. Они также знакомят со своими поделками и блюдами национальной кухни на празднованиях Дня студентов, Дня геологов, посвящении в студенты, новогодних и рожденственских гуляниях. На интерактивных площадках они демонстрируют свое умение в борьбе, знакомят с традиционными национальными играми, искусством владения оружием (разрешенным для использования и ввоза в нашу страну). Еще 8% затруднились ответить на этот вопрос.
Оказалось, что чуть более половины (56%) наших студентов интересуются культурой, языками, традициями тех стран, из которых к нам на обучение прибыли студенты-иностранцы. Оставшиеся 44% такой заинтересованности не высказали. К сожалению, меньше половины, только 42% опрошенных нами респондентов, указали, что они оказывают помощь иностранным студентам в изучении русского языка, а также культуры, обычаев и традиций России.
Как относятся наши студенты к тому, чтобы в учебных заведениях было введено обязательное изучение предмета «Межкультурные коммуникации»? Положительно ответило на этот вопрос 45% респондентов, а 15% дали противоположный ответ. Кроме того, выбрали ответ «скорее да, чем нет» 27% студентов, а ответ «скорее нет, чем да» 13%.
Не секрет, что некоторые люди негативно относятся к тому, что к нам в город приезжают на обучение студенты из других стран. Кроме тех, кто уже получает образование в СОФ МГРИ по программам среднего профессионального и высшего образования, более ста студентов ежегодно в течение десяти месяцев проходят обучение на подготовительном факультете нашего учебного заведения.
Как относятся наши респонденты к тому, что некоторые студенты, преподаватели, жители города предвзято относятся к студентам-иностранцам? Ответы таковы: «крайне негативно» - 18%, «негативно» - 56%, «нейтрально» - 20%, «положительно» - 6%. При этом с утверждением: «Я толерантный человек» не согласны 26% проанкетированных студентов, при этом выразили полное не согласие с ним 6% , а не согласились с ним 20%. Согласие выразило 74% студентов нашего учебного заведения, из них полное согласие выразило 48%, а 26% просто согласны с этим утверждением.
Кроме того, мы выяснили, что 38% опрошенных респондентов ощущают резкий контраст во взглядах на жизнь, менталитет, образ жизни, традиции, привычки при общении со студентами-иностранцами. Время от времени это происходит у 22% студентов, а крайне редко испытывают подобное чувство 12%. Еще 28% не ощущают его никогда.
Получные данные были переданы в социально воспитательный отдел, методическое объединение кураторов студенческих групп, психологическую службу нашего учебного заведения, на подготовительный факультет для корректирования плана работы по межкультурной коммуникации в СОФ МГРИ.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.