Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Февраль » 20

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка для иностранцев на начальном этапе обучения (из опыта работы)

Гарькавая Оксана Юрьевна,
преподаватель
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж»
г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)


Аннотация: по мнению исследователя, не часто встретишь преподавателей, готовых раскрывать свои методические секреты. Тем не менее, в данной статье автор делится некоторыми практическими советами формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка для иностранных учащихся на начальном этапе обучения. Исходя из того, что формирование способности общаться на русском языке – основная задача при обучении иностранцев, автор считает необходимым и важным обмен опытом в этом разделе лингвистики.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, иностранцы, начальный этап обучения.


Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Общение – это необходимое условие бытия людей, социума, сложный и многогранный процесс, который может выступать и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как процесс влияния людей друг на друга, взаимного понимания. И тогда мы говорим о коммуникативной компетентности как о целостной системе психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Следовательно, формировать способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение – основная задача при обучении иностранных слушателей русскому языку.

Формирование коммуникативной компетенции для иностранных обучающихся происходит во всех её составляющих:
- языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
- речевой компетенции (совершенствование умений во всех основных видах речевой деятельности – говорении, аудировании, чтении и письме);
- дискурсивной компетенции (построение высказывания в соответствии с заданной ситуацией общения);
- компенсаторной компетенции (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передачи информации);
- социокультурной компетенции (знания специфики культуры России, умение выделять общее и специфическое в культуре родной страны и России).

Коммуникативная компетенция выражается в умении:
- слушать и понимать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, социальному положению, вероисповеданию и т. д.);
- поддерживать контакт в общении в формах диалога и монолога;
- высказывать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  стимулировать собеседника к продолжению общения;
- вежливо разрешать конфликты в общении;
- оценивать успешность ситуации общения;
- корректно завершать ситуацию общения;
- создавать письменные высказывания на заданную тему;
- адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в устной и письменной форме;
- владеть русским языком на уровне функциональной грамотности.

В процессе обучения русскому языку, особенно на начальном этапе необходимо учитывать следующие личностные качества обучающихся:
- национальность и основные поведенческие особенности её представителей;
- жизненный опыт учащихся;
- способности;
- темперамент;
- навыки самообразования;
- сферу интересов;
- эмоционально-чувствительную сферу;
- наличие коммуникативной мотивации.

Последний пункт видится нам наиболее важным, так как мотивация – основа успешного изучения любого предмета, особенно, иностранного языка. Мотив побуждает к деятельности, направляет её. Тем более, важна коммуникативная мотивация, побуждающая человека к общению, желанию поделиться информацией, приносящая удовлетворение обучающимся, уверенность в своих силах, желание продолжать и углублять изучение языка. Для этого необходимо создать доброжелательную обстановку на уроке, положительный эмоциональный климат в группе, доверительные отношения между преподавателем и обучающимися, научить студентов работать в команде.

Для формирования и развития коммуникативной компетенции мы можем выделить следующие интерактивные методы:
1. Устная коммуникация:
- различные формы учебного диалога;
- подстановочные задания;
- сообщения на заданную тему;
- интервью, опрос;
- анализ собранной информации;
- описание объекта;
- обсуждение;
- дискуссия;
- вовлечение в спор, в том числе создание учебных конфликтных, проблемных ситуаций;
- выступление в качестве ведущего;
- театрализованная постановка художественных произведений или отрывков из них;
- ролевые и деловые игры.
2. Письменная коммуникация:
- ролевые и деловые игры (роли Пишущего и Читающего);
- составление анкет и анкетирование;
- подготовка и проведение письменного интервью;
- составление объявлений, рекламных вывесок и так далее;
- написание записок, писем, открыток;
- согласно изучаемой теме составление списка, например, необходимых продуктов, вещей для путешествия, адресатов для поздравления и так далее.
На начальном этапе обучения важной задачей преподавателя считаю создание доброжелательной, лёгкой атмосферы на уроке, что естественным образом раскрепощает учащихся, помогает победить все страхи, связанные с культурным шоком и языковым барьером. Этому служит не только поведение преподавателя и его отношение к слушателям, но и задания.

Урок (на любом этапе обучения) начинается с «разогрева» (языковой разминки) – фонетических упражнений, скороговорки, стихотворения, песни, беседы о погоде, делах вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня (вопросы может задавать как преподаватель, так и «дежурный» студент из группы).

Подобная разминка занимает не более десяти минут урока, но она настраивает речевой аппарат учащихся и создаёт рабочий настрой в группе. Студентам очень хочется поделиться новостями, задать друг другу вопросы личного характера, пошутить – это и есть мотив для коммуникации.

Далее в течение урока я постоянно использую задания, подталкивающие или вынуждающие учащихся объясняться по-русски.

Самым продуктивным заданием для развития коммуникативной компетенции считаю ролевую игру, так как она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, позволяя учащимся выходить за рамки своего контекста деятельности, предвосхитить будущий личный опыт путём проигрывания ролей людей разных профессий и характеров.

Таким образом, коммуникативная компетенция проявляется в поведении человека, его деятельности, способности разрешать практические ситуации, является характеристикой личности человека. Поэтому формирование коммуникативной компетенции требует включения в учебный процесс всего комплекса способностей, знаний и умений сразу. Ведь надо помнить, что коммуникация не возникает сама по себе, она всегда обусловлена каким-либо действием, неразрывно связана с реальной жизнью [1, с. 568].

ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / И.Н. Агафонова // Упр. начальной школой. - 2009. - №2. - С. 2226.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar