- 06.04.2020
- 3026 Просмотров
- Обсудить
Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: использование современных технологий (в том числе и гаджетов), кроме явных и многочисленных преимуществ, имеет и ряд негативных сторон, одной из которых является возникновение разного рода зависимостей. В статье представлены результаты анкетирования студентов первого курса СОФ МГРИ (СПО) о роли гаджетов в их жизни и зависимости от них.
Ключевые слова: гаджеты, роль, зависимость, подростки, использование
Думаю, что сейчас очень трудно найти людей, не использующих в своей жизни гаджетов, которые, собственно говоря, и создаются для того, чтобы ее облегчить. В настоящее время гаджеты есть везде, и на протяжении всей нашей жизни они сменяют друг друга в зависимости от потребностей человека. Конечно, это очень удобно, однако мы не знаем меру! Погружаемся в телефоны, планшеты, компьютеры и перестаем жить настоящей жизнью. В связи с этим, уместно будет упомянуть зависимость от телефона, от социальных сетей, от серфинга в Интернете (включая бесконечный просмотр пабликов, картинок, видео и др.), от видеоигр, постоянных селфи и разговорах о себе, навязчивой проверки почты, обновлений и так далее. К сожалению, у многих появляется особая форма психической и психологической зависимости, называемая гаджетоманией или гаджет - аддикцией.
В особую группу риска, как наиболее активные пользователи, попадают молодые люди, в том числе и подростки. Примером может служить ситуация с телефонами, знакомая каждому преподавателю. На каждом занятии нам приходится напоминать студентам о том, что звук телефонов нужно выключить и убрать их со столов. Однако, некоторые из них все равно умудряются воспользоваться своим мобильником. К сожалению, тяга у некоторых к телефону настолько велика, что они просто утопают в «мобильном виртуальном мире», не замечая никого и ничего вокруг себя.
Для изучения явления гаджет - аддикции, выяснения причин такой зависимости у подростков, определения путей решения проблемы, мы провели среди студентов первого курса СОФ МГРИ социологический опрос, прежде всего, с целью выяснения, какая часть подростков уже подвержена ей, а также ее влияния зависимости от гаджета на организм молодого человека. Всего было опрошено 200 человек. Выдвинута сдедующая гипотеза исследования: часть студентов первого курса нашего учебного заведения имеет предрасположенность к зависимости от использования портативных электронных устройств, а некоторые уже подвержены гаджет - аддикции.
В анкете, состоящей из двух частей, были заданы вопросы с единичным и множественным выборе ответа, а также с открытым ответом. Какие результаты мы получили? Прежде всего, все респонденты (100%) указали, что используют гаджеты, причем, не один, а несколько. При этом 86% студентов считают, что без гаджетов невозможно обходиться в современном мире. На вопрос: «Как гаджеты влияют на общество?», первокурсники ответили так: позитивно (80%); негативно (2%); никак не влияют (18%).
Какие гаджеты используют наши первокурсники? Среди них: сотовые телефоны, электронные книги, айпады, mp3-плееры, цифровые фотоаппараты, смартфоны, коммуникаторы. Оказалось, что временные рамки (в день) использования гаджетов у наших респондентов такие: меньше 30 минут (11%); от 30 минут до 2 часов (21%%); от 2 часов до 5 часов (56%); больше 5 часов (12%).
Мы также выявили следующее: 84% предпочитают пообщаться с друзьями в сетях или по телефону, чем поговорить с ним с глазу на глаз. Все студенты носят (или стараются это делать) повсюду телефон с собой. При этом 68% испытывают беспокойство, отдавая телефон в другие руки, или же забывая его дома. Обладаем ли мы культурой общения по телефону? Есть ли потребность нахождения в социальных сетях.
Выяснилось, что только 2% респондентов согласились бы уехать на месяц за город, зная об отсутствии там каких-либо гаджетов. Они указали, что найдут там для себя занятие и не будут скучать, остальные 98% ответили отрицательно.
Для каких целей используют гаджеты наши первокурсники? Ответы распределились следующим образом: игры 83%; в образовательных целях 32%; во время путешествия 36%; для просмотра ТВ, видео 52%; для связи с друзьями, семьей 55%; для чтения 26%; прослушивания музыки 63%. Отсюда видно, что гаджеты в большей мере используют как игрушку, а также плеер, а меньше всего - для чтения и образовательных целей.
Оказалось, что большинство респондентов (73%), активно используя мобильный телефон или другие «гаджеты», все же осознают, что подвергают свой мозг воздействию электромагнитного поля, а здоровье – риску. И этот риск ничуть не меньше, чем от табака или алкоголя. При этом ими были указаны следующие последствия регулярного пользования электронных устройств: головные боли, снижение внимания, нарушения сна, ослабление памяти, раздражительность, внезапные приступы усталости.
Кроме этого, мы попросили студентов принять участие в небольшом эксперименте, попросив их провести один учебный день без своего электронного устройства, а в анкете указать: через какое время после отказа от «гаджета», захотелось воспользоваться мобильным телефоном и с какой целью, а также описать свое состояние. Что получилось в результате этого эксперимента? Через 1 час после начала исследования 12 % анкетируемых захотели воспользоваться телефоном, через 2 часа еще 9 %, через 3 часа добавилось 13%, через 4 часа – 26%, через 5 часов – 17%, через 6 часов – 19%. Продержались весь учебный день без использования своего «гаджета» 4% анкетируемых. Также выяснилось, что при отказе от гаджета студенты получили отрицательный психологический эффект (ощущение потери, легкая паника, дискомфорт, беспокойство, ожидание очередного контакта), который исчез при возобновлении работы с телефоном, что и говорит о возможном наличии у ряда первокурсников синдрома абстиненции.
Конечно, это все плохо, но вовсе не значит, что нужно выбросить все гаджеты и стать отшельником. Современные технологи, несомненно, полезны, если использовать их в меру: для учебы, работы, общения с близкими, поиска информации. Но не стоит сидеть в них часами, бесцельно тратя время. Технологии должны работать на нас, а не мы на них.
В следующей части анкеты, предназначенной для определения (самоопределения) гаджет - зависимости, мы предложили нашим респондентам отметить те утверждения, которые касаются их жизни. Всего было предложено десять утверждений, которые они должны были честно оценить. Также был дан алгоритм и таблица оценки результата, который студенты могли использовать для самооценки зависимости от гаджетов.
Алгоритм этот достаточно прост в использовании. Нужно было, после окончания оценки всех утверждений, подсчитать количество утвердительных ответов. Если результат составил от 0 до 4 пунктов, то повода для беспокойства нет, то есть нет зависимости. Если получилось от 5 до 8 пунктов, это уже является предрасположенностью к гаджет – аддикции, следовательно, есть реальный повод задуматься об этом. Однако, если выяснилось, что 9 из 10 пунктов соответствуют жизни респондентов, то необходимо обращаться к врачу.
Какие ответы мы получили? Оказалось, что 62% считают телефон главным устройством в своей жизни и вообще не представляют свою жизнь без него. Предпочитают проводить со своим смартфоном наибольшее, по сравнению с другими занятиями, время 54% респондентов. Еще 68% из-за того, что много времени уделяют своему гаджету, даже конфликтуют со своими родными и близкими людьми. Далее, 51% первокурсников указали, что с каждым днем увеличивают то время, которое проводят с гаджетом в руках. Они замечали это неоднократно, а также указали, что при этом совершенно не важно, для каких целей они его используют (игры, общение, чтение, просмотр видео, прослушивание музыки, поиск информации и т.д.).
Затем, 46% респондентов отметили тот факт, что они чуствуют себя спокойнее, когда их телефон находится рядом. Больше того, он даже способен поднять им настроение. Начинают нервничать при невозможности воспользоваться своим смартфоном 66% студентов. Кроме того, 63% анкетируемых первокурсников указали, что им постоянно хочется использовать свой смартфон, при каждом удобном случае они берут его в руки. Оказалось, что некоторые неоднократно задумывались о том, чтобы сократить время использования гаджетов, но у 36% этого сделать не получилось, так как они постоянно ищут (и находят) повод для того, чтобы вновь взять в руки устройство.
Кроме этого, выяснилось, что 28% обманывают своих родных и близких по поводу времени, уделяемом им гаджету, оценивая тот факт, что реально много времени тратят на это занятие. Указали, что часто откладывают важные дела, чтобы заняться чем-то не очень полезным в смартфоне 22% наших респондентов.
Подведя итоги этой части исследования, можно сделать вывод о том, что только 32% студентов имеют низкую степень, или спокойны к использованию своих гаджетов. Еще 55% опрошенных имеют высокую степень, а 13% уже зависимы. Это говорит о необходимости планирования и усиления работы по профилактике зависимости от гаджетов со стороны всего преподавательского состава учебного заведения, особенно кураторов студенческих групп, а также привлечения к работе психологической и медицинской службы, родителей.
Теги
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.