Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Март » 27

О диагностике и профилактике подросткового суицида в учебном заведении

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО
г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: уровень подросткового суицида в России является одним из самых высоких в мире. В статье приводятся результаты социологического исследования по отношению к суициду , проведенного в студенческой среде по выявлению проблем, с которыми сталкиваются студенты СОФ МГРИ.

Ключевые слова: суицид, диагностика, профилактика, подростки

По информации Всемирной организации здравоохранения, мы с прискорбием можем констатировать тот факт, что уровень подросткового суицида в России является одним из самых высоких в мире. Цифры просто шокируют: в год это около 800 тысяч человек, а попытки суицида совершаются в 20 раз чаще. Нет ничего страшнее смерти, особенно в молодости. Это как раз тот единственный случай, когда уже ничего исправить нельзя. Однако, можно предотвратить.
В связи с тем, что мы работаем с возрастной категорией от 15 до 20 лет, студентами, обучающимися по программам СПО, педагогический коллектив СОФ МГРИ не может остаться в стороне от решения этой проблемы. Социально-воспитательным отделом нашего учебного заведения разработана программа мероприятий по предотвращению суицида в молодежной среде, которая действует уже несколько лет. Однако, она ежегодно корректируется, прежде всего, в связи с тем, какой контингент приходит к нам учиться на первый курс, с которого и начинается профилактическая работа.

Поэтому, в рамках работы студенческой лаборатории социологических исследований, нами проводится ежегодное тестирование студентов нового набора на предмет выяснения отношения к суициду, предрасположенности к нему. Мы проводим опрос, позволяющий первокурсникам произвести самооценку своего психического состояния по методике, которую разработал Г. Айзенк, затем используем тест на определение шкалы безнадежности А. Бека, методику незаконченных предложений, разработанную М. Саксом и С. Леви. Обычно используется целый комплекс методик, позволяющий сделать предварительные выводы по курсу в целом. Далее психолог продолжает работу: проводит дальнейшую диагностику и планирует индивидуальные занятия. Результаты же проведенного нами комплекса тестов используются для планирования работы со студенческими группами в целом. Основное напряжение ложится здесь на плечи кураторов студенческих групп и психологической службы учебного заведения.

Всего было протестировано 200 человек, обучающихся на первом курсе СОФ МГРИ (СПО). Мы выбрали такую целевую аудиторию в связи с тем, что эти студенты будут находиться в нашем учебном заведении четыре года, срок, достаточный для того, чтобы выявить тех, кто находится в зоне риска и провести коррекционную работу.

Приведу некоторые результаты опроса. В одной из частей теста, предложенного нашим респондентам, мы использовали шкалу безнадежности Аарона Бека, так как она помогает выявить отношение респондентов к будущему. А ведь это очень важно, каким человек его видит. Если будущее не сулит ничего хорошего, то могут возникнуть мысли о том, нужно ли оно вообще. Согласно методике, респондентам было предложено 20 утверждений, относительно которых они должны были высказать свое мнение (применительно к себе), указать, верно или нет.

Для удобства представления результатов тестирования, мы условно разобьем их на два блока по основному настрою утверждений (негатив или позитив). Но прежде следует отметить, что 52% первокурсников в настоящее время не могут даже представить себе, какой будет их жизнь в будущем, к примеру, через 10 лет. И они не задумывались особо об этом.
При этом 22% указали, что они видят свое будущее во тьме. Вот такое представление пятой части первокурсников настораживает. Мы выяснили, что 13% наших студентов считают, что они ничего не смогут изменить к лучшему. И они думают, что им пора сдаться. И эти мысли возникают, к сожалению, в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет!
Более того, 30% респондентов заявили, что у них нет никаких просветов уже в настоящее время. Эти люди не верят, что (в обозримом ими будущем) подобная ситуация как-то может измениться в лучшую сторону. Еще 24% отметили, что видят впереди, скорее всего, череду неприятностей, чем радости и не ждут никаких позитивных перемен. Характерно, что 37% первокурсников не надеются на то, что смогут достичь желаемого даже в обозримом будущем, не говоря уже от настоящем.

36% студентов указали на то, что обычно их дела идут не так, как им хочется. Это происходит практически всегда. Кроме того, 21% от числа опрошенных первокурсников написали, что им никогда не удается достичь того, чего им хочется. В связи с этим, они считают, что даже глупо вообще чего-нибудь желать, как в настоящем, так и в будущем. Еще 19% согласились с утверждением, что бесполезно пытаться получить то, что хочется, так как вероятность добиться этого просто ничтожна.

Четверть (25%) респондентов оценивают возможность получения в будущем реального удовлетворения, как маловероятное. Характерно, что 42% обучающихся на первом курсе имеют о своем будущем очень расплывчатые и неопределенные представления. При этом они пока не хотят думать об этом серьезно, оставляя размышления до последнего курса обучения в СОФ МГРИ. Негативная часть результатов опроса закончена.
Теперь перейдем к позитивной. Достаточно хорошо, что 78% наших первокурсников находятся в состоянии позитивного ожидания будущего, так как ждут его с надеждой и энтузиазмом. Отрадно, что 77% студентам в трудные времена помогает мысль, что черная полоса не будет длиться вечно, что нужно просто переждать это время, спокойно отнестись к сложившейся ситуации.

Почти две трети обучающихся (74%) считают, что имеют достаточное количество времени для завершения тех дел, которыми они хотят заниматься. Кроме того, 89% надеются в этом преуспеть в будущем, посвятив себя любимому делу. У 88% респондентов присутствует надежда на получение в жизни даже больше хорошего, чем среднестатистический человек.

Отмечают, что опыт, приобретенный в прошлой жизни, является хорошей школой для подготовки к будущему 66% первокурсников, участвующих в анкетировании, а 76% выражают надежду на то, что в своей будущей жизни они будут счастливее, чем сейчас. Радует, что 73% студентов сильно верят в своё будущее, в то, что они достигнут в нем всего, чего желают, причем, как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Еще 77% уверены, что это будущее будет позитивным и в нем их ждет больше хороших дней, чем плохих.

На этой позитивной ноте хотелось бы закончить представление результатов одной из частей теста. Однако, остался один момент, а именно: итоговые цифры интерпретации результатов. Итак, безнадежность не выявлена у 2% респондентов, у 19% безнадежность легкая. Еще у 75% студентов безнадежность умеренная, а тяжелая у 4% первокурсников. Таким образом, опасения может вызывать только последняя группа, с которой предстоит работать психологам нашего учебного заведения.

В следующей части теста мы попытались выяснить отношение наших респондентов к суициду и причинам, которые могут привести к нему. Им был задан вопрос: «Вы задумывались когда-нибудь о самоубийстве?». На него, к сожалению, 18% ответили утвердительно, что сразу настораживает, ведь это 36 человек из числа первокурсников. Далее оказалось, что 6% студентов уже предпринимали попытку суицида.

Характерно, что 8% опрошенных студентов положительно относятся к суициду, самоубийствам. Однако, 71% высказались по этому поводу резко отрицательно, а 21% никогда не задумывались об этом. Но суицидальные попытки не возникают на пустом месте, у каждой из них обязательно есть причина, чаще всего, не одна.
Так что, по мнению респондентов, является преимущественной причиной суицида? Оказалось, 26% считают, что это материальные затруднения, 55% уверены, что это конфликты (в том числе с одногруппниками и преподавателями) в учебном заведении и дома. Еще 19% думают, что причиной суицида может являться неразделенная любовь, а в подростковом возрасте это легко может стать трагедией.

Кстати, что касается материального положения наших респондентов, то мы выяснили, что 25% семей, в которых проживают наши респонденты, являются малообеспеченными, а 38% имеют минимальный доход, требующий постоянной экономии. Еще 21% первокурсников указали, что основным их доходом является стипендия, у 56% это средства, которые им выделяют родители, а у 23% - собственный заработок. Что касается конфликтов, то 42% указали, что они периодически конфликтуют с родителями, друзьями, одногруппниками и преподавателями, а 8% делают это довольно часто.

В каком возрасте чаще встречаются попытки суицида? До 16 лет - 14%, от 16 до 21 года - 55%, от 21 до 35 лет - 29%, старше 35 лет - 2%. По мнению респондентов (81%), сильнее подвержены суициду мужчины. Оказалось, что 24% студентов сталкивались со случаями суицида в своем окружении. Что испытывает человек на грани суицида? 18% считают, что это страх перед смертью, 58% - отчаяние, 24% - безразличие.

Что может остановить самоубийцу? Мысль о близких - 59%, страх быть непонятым - 23%, страх испытать боль, в том числе, в случае неудачной попытки. Считают, что наиболее распространенным способом самоубийства является повешение (21%), отравление (14%), самострел (11%), падение с высоты (54%). Кем же является самоубийца для наших респондентов? Его считают слабаком 29% первокурсников, героем - 11%, несчастным - 39%, слабоумным - 21%.
Наши респонденты уверены в том, что стремительные темпы роста случаев суицида связаны с наркоманией (60%), с употреблением алкоголя (50%). Как поступят первокурсники в том случае, если они попадут в сложную психологическую ситуацию? Напьются 16%, покончат жизнь самоубийством 17% респондентов, обратятся за помощью к родственникам 49%, попросят совета у друзей 18%.

Кстати, мерами, эффективными для избежания суицида, студенты считают нормализацию социально-экономической обстановки в стране (40%), гармонизации психологической атмосферы - 56%, оптимизации работы телефонов доверия - 4%.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar