Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Май » 30

Использование Интернет-технологий и ресурсов в обучении иностранному языку как фактор повышения мотивации учащихся


Зелинская Ксения Борисовна
МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска»

Аннотация: В данной статье рассматриваются Интернет-технологии, которые могут применяться как непосредственно на уроках иностранного языка, так и для выполнения домашнего задания обучающимися. Автор приводит примеры конкретных сайтов и описывает возможности их использования.
Ключевые слова: иностранный язык, Интернет-технологии, ресурсы, изучение иностранного языка, мотивация.


Изучение иностранного языка для многих школьников является процессом достаточно затруднительным и даже утомительным. На начальном этапе обучение осложняется еще тем, что у них отсутствует осознание важности владения иностранным языком, в частности английским, хотя в современном стремительно развивающемся мире в эпоху глобализации и интернационализации сложно переоценить необходимость знания иностранных языков.

Согласно исследованию «Левада-Центра», в 2014 г. на английском языке говорили 11% россиян, большинство которых – люди в возрасте от 18 до 24 лет [1]! Безусловно, данный показатель достаточно низок. Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, следует не только предоставить школьникам возможность изучать иностранный язык, но и вовлечь их в процесс обучения, повысить мотивацию к освоению дисциплины и поиску нового знания.
Ввиду этого возникает вопрос: какими технологиями и инструментами могут пользоваться учителя иностранных языков для повышения мотивации учащихся?

В век информационных технологий одним из наиболее эффективных инструментов являются Интернет-технологии и ресурсы.

На уроках иностранного языка, а также для выполнения самостоятельных заданий дома, можно воспользоваться следующими Интернет-ресурсами:
- электронные учебные пособия;
- видео- и аудиоматериалы;
- интерактивные задания;
- онлайн-словари;
- онлайн-тесты;
- онлайн-игры;
- онлайн-конкурсы и олимпиады.

В настоящее время многие издательства (Macmillan, Pearson, Oxford University Press) выпускают не только печатные учебные пособия и их электронные версии, но и создают к ним интерактивные материалы: интерактивные рабочие тетради, интерактивные упражнения на основе видео к учебнику, дополнительные интерактивные упражнения по различным темам и т.д.

Онлайн-тесты, игры и словари можно найти на различных сайтах, которые предлагают как уже готовые тематические разработки, так и сервисы для создания собственных материалов.

Известный факт, что наиболее эффективным является использование одноязычных словарей, онлайн-версии многих из которых доступны в сети Интернет:
1. Американский словарь английского языка Н.Уэбстера https://www.merriam-webster.com/
2. Словарь издательства Macmillan https://www.macmillandictionary.com/
3. Словарь издательства Cambridge University Press https://dictionary.cambridge.org/
4. Словарь издательства Oxford University Press https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
Обучающимся, которые достигли уровня Pre-Intermediate (ниже среднего) и выше, рекомендуется использовать именно одноязычные словари, поскольку это позволяет достичь следующих целей:
1) формирование культуры работы со словарем;
2) расширение словарного запаса;
3) развитие языковой догадки;
4) формирование способности мыслить на иностранном языке.

В дополнение, сайты одноязычных словарей предлагают варианты британского и американского произношения с аудиовоспроизведением, коллокации и примеры слов в контексте.

Среди множества сайтов, предоставляющих доступ к ресурсам, разработанным другими преподавателями (тесты, кроссворды, опросы, игры, комплексные задания, тренажеры устной речи и т.д.) и в то же время возможность создать новые с учетом нужд именно ваших учеников, можно выделить наиболее удобные и интуитивно понятные для пользователей:
1. https://onlinetestpad.com/
Сайт-сборник разнообразных тестов, опросов, игр и кроссвордов по совершенно различным тематикам.
2. https://quizizz.com/
Сервис позволяет проводить тесты в онлайн-формате в режиме ограниченного времени, когда каждый ученик на своем телефоне выполняет задания. Такие блиц-опросы создают определенную конкуренцию между обучающимися, что вызывает их интерес к заданию. Помимо использования непосредственно на уроке, данный ресурс можно применять и для домашнего задания.
3. https://wordwall.net/
Сайт содержит интерактивные задания «Колесо фортуны», «Виселица», «Анаграммы», «Открой коробку» и т.д. Многие педагоги пользуются представленным ресурсом в совершенно разных целях, начиная с необычной подачи привычных упражнений, заканчивая организацией заданий на развитие навыков говорения.
Разберем пример применения wordwall.net для проведения диктантов в начальной школе.
Для диктанта выбираем режим “Word wheel”. Загружаем необходимые изображения на «колесо» и через проектор выводим его на доску. Далее крутим колесо, случайным образом выпадает картинка, которую видят учащиеся и которая и является первым словом диктанта. Ученики записывают это слово. Таким образом проверяется знание значения и написания слова, без использования русского языка. Более того, подобный необычный способ проведения контроля знаний активизирует интерес и мыслительную деятельность детей.
4. https://www.liveworksheets.com/
На данном сайте собрана коллекция тематических интерактивных заданий для учеников разного уровня владения иностранным языком. Ответы можно вписывать в специальные поля в режиме онлайн, затем автоматически проверять.
Однако, при неоспоримой ценности Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка, следует учитывать объем данных материалов и частоту их применения. Во-первых, выполнение любого интерактивного задания должно быть методически обосновано и соответствовать целям и задачам урока. Во-вторых, занятие не должно быть перенасыщено дополнительными, интерактивными заданиями, чаще всего, достаточно одного за урок. В-третьих, при выборе задания следует учитывать особенности конкретного класса и учеников.

На основании анализа вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использование Интернет-технологий при обучении иностранному языку способствует достижению ряда целей:
1. наглядное предоставление материала в современной форме, интересной и понятной учащимся;
2. активизация познавательного интереса учащихся;
3. естественное вовлечение учащихся в процесс получения знаний;
4. повышение самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности;
5. облегчение усвоения материала;
6. повышение доступности и скорости получения информации;
7. формирование информационной культуры учащихся;
8. обеспечение целостного развития личности;
9. увеличение креативной направленности образовательного процесса;
10. реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в обучении;
11. и, как следствие всего вышесказанного, формирование заинтересованности и повышение мотивации учащихся.

Таким образом, для повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка важно внедрять Интернет-технологии и ресурсы на уроки, учитывая тематику, цели и задачи урока и индивидуальные особенности класса.

Список литературы
1. Гуманитарный портал // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gtmarket.ru/news/2014/05/28/6787
2. Копылова, Н.В. Использование онлайн-словарей при обучении английскому языку для специальных целей / Н.В. Копылова. – Иркутский государственный университет, г. Иркутск // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-onlayn-slovarey-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-dlya-spetsialnyh-tseley/viewer
3. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Академия, 2015.
4. Минасян, Н.А. ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. - № 58. – 0,3 п.л. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470104.htm.
5. Официальный сайт Американского словаря английского языка Н. Уэбстера // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/
6. Официальный сайт издательства Macmillan // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.macmillan.ru/
7. Официальный сайт издательства Oxford University Press // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elt.oup.com/cat/?cc=ru&selLanguage=ru
8. Официальный сайт издательства Pearson // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.pearsonelt.ru/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar