Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Май » 8

Портфолио обучающегося как форма оценки его достижений в процессе среднего профессионального образования

Бардина Марина Вячеславовна, преподаватель
Ликино-Дулевский политехнический колледж –филиал ГГТУ , г.Ликино-Дулево, Московская область

Аннотация: Портфолио является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.
Ключевые слова: мотивация, личностно–ориентированное образование, профессиональный и личностный рост.


Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности учебного процесса является мотивация обучаемого к познавательной деятельности и оценки его личным достижениям. Студент должен понимать, для чего ему нужны те или иные знания и навыки, как его личные достижения отразятся на последующей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере.

Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов квалификационного портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволит будущему специалисту выстроить генеральную линию своей карьеры и удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство.

Портфолио является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.
Следует отметить, что и преподаватель, и студент должны видеть в портфолио инструмент, который демонстрирует и оценивает профессиональный и личностный рост студентов в процессе обучения. Портфолио нужно рассматривать не как конечный продукт, а как процесс оценивания.

Портфолио студентов может представлять собой папку, в которой хранится определённый объем информационного материала, и которая служит для того, чтобы в любой момент студенты и преподаватель могли использовать имеющиеся информационные носители.

Портфолио – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост студента, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.

К концу обучения в колледже, квалификационное портфолио в минимальном варианте должен включать следующие документы:
- профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;
- список основных и дополнительно пройденных учебных курсов, включая специализацию, тренинги, семинары и мастер-классы;
- описание карьерного потенциала и целей, а также навыков и опыта строительства карьеры;
- список не учебных мероприятий и любых должностей, где на практике применялись навыки лидерства (например: староста группы, член команды КВН и т.п.);
- рекомендации и отзывы преподавателей, руководителей курсовых проектов,
дипломных работ, производственных практик;
- перечень свидетельств и сертификатов.

Педагогическая идея портфолио
•Смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету.
•Интеграцию количественной и качественной оценок.
•Доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

Основные задачи ведения портфолио:
1. Создание ситуации успеха для каждого студента, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, создание условий для его самореализации в различных областях студенческой жизни;
3. Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию;
4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
6. Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Таким образом, общая цель такой работы – формирование конкурентных взаимоотношений и развитие мотивации достижений студентов

Принципы формирования портфолио:
1. Добровольность при формировании материалов портфолио.
2.Сбор материалов самим студентом при помощи и поддержке преподавателя.
3. Методическая помощь при формировании портфолио.
4.Использование возможностей системы дистанционного обучения.
5.Исключение формального подхода к портфолио - "соревнование за количество".

Этапы:
1. Основная задача – стимулировать желание собирать свои работы в отдельном месте.
2. Основная задача – выявить способных студентов, готовых на творческую работу по созданию совместных интернет- проектов, и готовых своим примером показать успешность таких проектов.
3. Основная задача – привлечь как можно больше студентов к созданию индивидуального портфолио путем публикаций работ, и участия в различных мероприятиях интернет-порталов профессиональной направленности.
Массовое одобрение студентов получило участие в онлайн олимпиадах, потому что дистанционные технологии выполнения конкурсных заданий интерактивные, есть возможность сразу получить сертификат с итогом.

Таким образом портфолио является одним из средств оценки достижений студентов и открывает путь к следующим возможностям и перспективам:
1. Возможность поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.
2. Возможность формирования у обучающихся умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
3. Возможность поощрения активности и самостоятельности обучающихся, расширения возможности обучения и самообучения.
4. Возможность развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формирования адекватной самооценки.
5. Возможность персонализации образования.
6.Возможность определения количественных и качественных индивидуальных достижений.
7. Возможность максимально развивать познавательные и креативные способности обучающихся, реализовывать их творческие способности и познавательные интересы.
8. Возможность создания предпосылки для успешной социализации обучающихся.
И также развивать у студентов наиболее значимые и востребованные компетенции:
•Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем).
•Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).
•Самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).
•Самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Список литературы.
1. Переверзев В.Ю., Синельников С.А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // СПО. – 2018. – № 1
2. Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Квалификационное портфолио студента // Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании», Новосибирск, 2019
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar