- 25.10.2020
- 8913 Просмотров
- Обсудить
ТОГБОУ СПО « Колледж торговли, общественного питания и сервиса» г. Тамбов
Аннотация
В статье рассмотрена проектная форма обучения студентов как способ повышения их мотивации.
В настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить карьеру
.
Проблема профессиональной подготовки специалиста всегда была в центре внимания ученых, остается она актуальной и сегодня.
Потребность в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, положительно мотивированных на профессиональную деятельность, ставит задачу повышения качества профессионального обучения, подготовки профессионалов нового поколения. Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности обучающихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Ведущее место среди современных методов обучения принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков участников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Традиционная связь «преподаватель — студент» меняется на связь «студент — преподаватель». Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых меняется сумма (учебно-воспитательный результат). Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является ни сколько сам результат, а скорее процесс достижения результата.
Анализируя ключевые требования к образовательной сфере, программу развития колледжа, существующие проблемы в своей педагогической деятельности мною была обозначена следующая цель работы: «Обосновать возможности метода проектов с использованием информационных технологий в развитии и повышении качества профессионального образования, реализации творческого потенциала обучающихся».
Работая над данной проблемой, я исходила из того, что именно внедрение проектной деятельности с использованием информационных технологий на уроке и во внеурочное время позволит повысить мотивацию обучающихся и качество профессионального образования выпускников, что сделает их конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.
Проектная форма обучения – один из возможных путей выхода современного образования из кризисного состояния, поскольку в полной мере учитывает те изменения, которые претерпевает наше общество.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление обучающегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дают ему в процессе изучения предмета, а уметь применять их на практике. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с профессиональной деятельностью любого специалиста.
Основные требования к использованию метода проектов, которыми руководствуюсь я в своей работе:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения (например, исследование влияния пищевых добавок на организм человека )
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, составление рационального меню)
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.
4. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно – воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов , на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В зависимости от темы выбранного проекта, студенты работают или в группах (2-4 чел.) или индивидуально. В процессе работы студенты часто видоизменяют тему, вносят свои предложения по вопросам, которые их больше интересуют. Результаты своего труда ребята должны творчески оформить на компьютере: написать сочинение, статью, рекламу, собрать и обработать статистические данные, спроектировать альбом, коллаж, газету, книгу и т.д, и в итоге организовать выставку и представить свою проектную работу.
Таким образом, при совместной работе в рамках проекта можно наблюдать заинтересованность даже у слабых обучающихся, желание высказаться по интересующей их теме, красиво и оригинально оформить свою творческую работу, более увлекательно провести презентацию проекта. Студентам интересен не только результат, а, особенно с использованием компьютера, но и весь процесс создания проекта.
В заключение следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности, которые неизбежны. Они обусловлены следующими факторами:
-недостаточный уровень подготовки студентов по профессии.
-не всегда студенты готовы к самостоятельности,
-сложности в систематизации материала.
Несмотря на определенные трудности, данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: творческие презентации ребят заменяют уже приевшуюся форму контроля “вопрос-ответ”. Преимущество проектной организации учебного процесса с использованием информационных технологий состоит в том, что такая деятельность вырабатывает следующие умения:
-планировать свою работу, просчитывая возможные варианты;
-использовать много источников информации;
-самостоятельно отбирать и накапливать материал;
-анализировать, аргументировать мнение;
-устанавливать контакты;
-создавать “конечный продукт”;
-представлять созданное перед аудиторией.
Эти умения в соединении с интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями являются социально-значимыми для достижения успешной социализации обучающихся и адаптации их на рынке труда.
Таким образом, проектная организация учебного процесса и использование информационных технологий позволяет решить поставленные задачи: в результате совместной учебной деятельности обучающимся удается значительно увеличивать время изучения темы, что способствует повышению мотивации к предмету, повышение познавательной активности и как следствии – качества обучения.
Наши выпускники успешно трудятся на ведущих предприятиях города и области, востребованы и конкурентноспособны.
Основное кредо моей педагогической деятельности: развивая у учащихся воображение , способность к проектированию, формировать творческую личность. И свой доклад хочется закончить словами А. Эйнштейна: «Высокое искусство учителя состоит в том, чтобы пробудить радость творчества и обретения знаний».
Литература.
1.Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. Учебное пособие — М.: Изд. «Дашков и К»,2016г.
2.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений.- М.:Аркти, 2016 г.
3.Intel “Обучение для будущего ( при поддержке Microsoft):Учебное пособие.-М.: Издат. «Русская редакция», 2015г
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.