- 19.08.2024
- 3392 Просмотра
- Обсудить
Балахнинский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Аннотация: Применение проектной деятельности на уроках английского языка в данной статье направлено на описание влияния проектной работы на развитие мотивации обучающегося к дальнейшему изучению английского языка, на приобретение универсальных учебных действий в процессе подготовки проекта. Показана значимость применения технологии проектной деятельности при обучении английскому языку, описаны этапы работы над проектом.
Ключевые слова: проектная деятельность, мотивация, английский язык, личностно- ориентированное обучение, метод проектов, презентация проекта.
Современный образовательный процесс направлен на личностно-ориентированное обучение. Во главу угла ставится личность обучающегося, его способность самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, а затем применять полученные знания в жизни.
В настоящее время педагоги нашего университета уделяют большое внимание изучению и внедрению в процесс образования и воспитания личностно-ориентированного подхода. Это не случайно. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена требованием современного общества. Перечислим ряд целей, которые считаются приоритетными:
• личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
• образовательный процесс личностно-ориентированного обучения помогает каждому обучающемуся, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, реализовать себя в познании, учебной и профессиональной деятельности;
• личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется педагогом с учетом цели развития каждого обучающегося.
Одним из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения является проектная деятельность, как способ развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся. В условиях реализации ФГОС метод проектов вновь приобрел свою актуальность в современном информационном обществе.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление обучающегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему образовательное учреждение, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Метод проектов является одним из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия обучающихся.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Среднее профессиональное образование применяет такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся. Эти методы нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся, они формируют компетенции, которые связаны с опытом их применения в практической деятельности, а значит должен быть реализован принцип связи обучения с жизнью.
Совместить теорию и практику в подготовке специалистов как раз и помогает метод проектов. Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирована на приобретение и применение новых знаний путем самообразования. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Метод проектов позволяет обучающимся выступать в роли авторов, проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации.
Каковы принципы проектной работы?
Е.А. Ганжа выделил основные принципы проектной работы:
• Вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
• Решение проблемы. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют студентов думать, а думая они учатся.
• Когнитивный подход к грамматике. Надо помочь обучающимся самим поработать над грамматическими правилами. Таким образом, у студентов исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему.
• Учение с увлечением. Студенты много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения. Поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
• Личностный фактор. Посредством проектной работы студентам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.
• Адаптация заданий. Нельзя предлагать студенту задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучающийся. Проектная работа может быть выполнена на любом уровне.
Проектная работа служит стимулом для изучения иностранного языка. Ведь это вид деятельности, когда в работу вовлечены абсолютно все обучающиеся — от слабых до более сильных. Здесь прослеживается индивидуальный подход к обучению, ведь каждый получит свой результат в итоге самостоятельно проведенной работы. Личная мотивированность обучающихся лежит в основе метода проектной работы.
Проект на уроках английского языка — это своего рода возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Несомненно, проектная деятельность повышает творческий потенциал обучающихся, расширяет не только их общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. При подготовке проекта студенты не ограничиваются лишь учебником по английскому языку, а обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. В ходе проекта роль педагога меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта при взаимодействии с обучающимися. Метод проектов может использоваться в рамках программного изучения английского языка практически по любой теме.
В своей работе я часто применяю проектную методику, т.к. ее можно использовать, как и для изучения и повторения лексики и грамматики, так и для отработки навыков чтения, говорения, письма и перевода. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Такая работа вызывает интерес у обучающихся, так как они обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы.
Обучающиеся первого и второго курсов в основном разрабатывают проекты в рамках тематики занятий по английскому языку, изучаемых в ходе учебного курса. По таким темам, например, как:
- Современный мир профессий;
- Английский язык — язык международного общения;
- Повседневная жизнь семьи;
- Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни;
- Проблемы экологии и т. д.
Студенты третьего и четвертого курсов берут темы, непосредственно касающиеся их профессии. Таким образом, они будут не только повторяют и закрепляют знания, полученные на предметах спецкурсов, но и совершенствуют знания иностранного языка. В современной методике выделяются следующие этапы работы над проектом:
1.Определение темы проекта.
2.Определение проблемы и цели проекта.
3.Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы
4.Презентация необходимого языкового материала.
5.Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
6.Работа в группах.
7.Регулярные встречи, во время которых обучающиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную студентами работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
8.Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
9.Подготовка презентации проекта- выставки, семинары, видеофильмы, конференции и т.д.
10.Демонстрация результатов проекта.
11.Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных студентов в организации проекта, работы преподавателя и т.д.
Главное - это сформулировать проблему, над которой обучающиеся будут работать в процессе работы над темой проекта.
Необходимо отметить, что в процессе работы над проектом обучающиеся учатся:
- намечать главные и текущие цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии различных вариантов;
- осуществлять и аргументировать свой выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно, без подсказки;
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и нестандартные условия.
Список использованных источников:
1. Бутова Е.Г. Проектная деятельность в обучении английскому языку в СПО/ Е.Г. Бутова.-Текст: непосредственный//Молодой ученый.-2021.-№49(391).-с.367-368
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М: Издательство «Арти-Глассо», 2017г.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр. языки в школе. - 2000. - № 2,3.
4. Кунилова О.В. Индивидуальный проект. Проектно- исследовательская деятельность: учебное пособие/.В.Кунилова.-Москва:КНОРУС,2024-168с.-(Среднее профессиональное образование).Электронный ресурс. Режим доступа: https://book.ru/book/951019
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.