Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2020 » Август » 29

Личностно-ориентированное обучение, как условие всестороннего развития личности

Маралина Ирина Анатольевна
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, преподаватель специальных дисциплин.

Аннотация: Основная задача современного обучения направлена на обеспечение самоопределения личности, открытие обучающимися новых знаний и форм деятельности, направленность студента в режим самоактуализации и развития.
Личностно - ориентированное обучение – способ организации учебного процесса, в процессе которого обеспечивается использование возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Основная идея личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание личного опыта обучающегося, проанализировать его и привести в осознание рассматриваемого вопроса. В данном контексте рассматривается технология учебного диалога. Технология учебного диалога – это основной инструментарий, позволяющий выстраивать эффективное взаимодействие преподавателя и учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: личностно-орентированное обучение, личность, диалогическое обучение, отношения преподаватель-ученик, технология учебного диалога, проблемные ситуации.


В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности студента с учетом уникальной ценности личности.

Вследствие этого, в современном обучении происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание к личности обучающегося. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность обучающегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ученика, его индивидуальность; в процессе обучения учитываются ценности ученика и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель восприятия мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения преподаватель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования, которая в последнее время является достаточно актуальной. Каждый человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.

Технология учебного диалога – это инструментарий, позволяющий выстраивать эффективное взаимодействие преподавателя и учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает студенту развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.

Диалог – это взаимодействие, равноправное субъект—субъектное взаимодействие, позволяющее искать истину вместе. Учебный диалог – это способ человеческих отношений, таких как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание.

Диалог – это особая среда, в которой многие студенты чувствуют себя достаточно комфортно. В атмосфере сотрудничества они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой обучающиеся забывают об условностях (урок, преподаватель, оценка работы), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Технология диалогического обучения готовит студента к поиску и принятию самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках студенты больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и выражают свои мысли. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Диалог возникает тогда, когда обучающийся делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения».
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей:
· наличие единой для всех проблемы;
· наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
· наличие цели организации диалога;
·наличие обратной связи;
·наличие диалоговых отношений между преподавателем и группой, преподавателем и студентом.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
• категоричность преподавателя, нетерпимость к другому мнению;
• отсутствие внимания преподавателя к студенту;
• закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
• неумение преподавателя быть хорошим слушателем.

В то же время нельзя говорить о диалоге как особой форме обучения, если у обучающихся не сформирована культура речи, коммуникативно-речевые умения.

Преподавателю необходимо развивать на каждом уроке устную речь, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Важным фактором является контакт преподавателя с группой. Если у преподавателя не найдено или потеряно взаимопонимание с группой, то появляется негативное отношение к партнеру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. При полном контакте преподавателя с обучающимися диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей студентов и усвоению ими законов человеческого общения.

Таким образом, диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.

Диалог можно подразделить на три уровня:
1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень
2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.
3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).
Среди диалоговых технологий выделяют:
• проблемно-поисковые диалоги
• дидактические игры
• учебные дискуссии
• эвристические беседы
• анализ конкретных ситуаций.

Профессиональное знание дисциплин специального цикла постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. Ведение урока не должно сводиться к воспроизведению методологии по каждой науке, не должно принимать вид монолога или публичной лекции, которую студенты будут пассивно слушать. Преподавание дисциплин должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащиеся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если студент не активен, значит, он испытывает недостаток знаний.

Приемы создания проблемных ситуаций. Диалоговый урок лучше начать с постановки учебной проблемы.
В начале урока преподаватель в диалоге с обучающимися создаёт проблемную ситуацию (например, определяется противоречие фактов). Далее студенты в диалоге с преподавателем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.

В диалоге с преподавателем студенты актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, обучающиеся с помощью преподавателя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы.

Современная дидактика выделяет следующие приемы создания проблемных ситуаций:
1. Подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения. Например, при изучении темы «Организации и их основные характеристики» по менеджменту студентам можно предложить следующее проблемное задание: В чем проявляется зависимость организации от внешней среды. Студенты должны сами найти способ разрешения поставленной проблемы.
2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Рассматривая тему по менеджменту «Управление – наука или искусство?» предлагаем обучающимся проанализировать две различные точки зрения на вопросы: управление как наука и управление как искусство. Студенты должны определиться, какую из этих точек зрения они поддерживают и объяснить почему.
3. Предложение студентам рассмотреть то или иное понятие с различных позиций. Так, говоря о функциях маркетинга, ставим студентам следующие задания: Представьте себе, что Вы хотите создать свое собственное дело? Какова последовательность Ваших действий? Сформулируйте вопросы, которые нужно решить при организации своего предприятия? Объясните, почему.
4. Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию и классификацию, логику рассуждения.
Создаем производственную ситуацию. Расфасовка сахарного песка может производиться на предприятии изготовителе и на предприятии розничной торговли. Необходимо объяснить понятие логистическая операция с добавленной стоимостью.
5. Ситуация-противоречие между житейским представлением студентов и научным фактом.
Компания отменила привилегии для своих руководящих работников: все без исключения сотрудники фирмы с этого момента пользуются общей столовой, стоянкой автомашин, летают на обычных пассажирских самолетах. Для руководителей нет отдельных кабинетов. Все рабочие места отделены друг от друга звуконепроницаемыми перегородками высотой в полтора метра и одинаковы для всех сотрудников. Согласны ли Вы с такой практикой или нет?
Объясните свою позицию.

Чтобы достичь наиболее эффективного результата при преподавании дисциплин на уроках в зависимости от конкретной ситуации, темы урока, подготовленности учащихся используются перечисленные выше основные приемы создания проблемных ситуаций.
Приемы, способствующие развитию диалога
«Мозговой штурм» - это форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель – стимулировать аудиторию к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. Перед студентами ставится проблема. Они должны обсудить эту проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения.

Анализируя вопросы управления персоналом, формулируем проблему. Вы являетесь руководителем предприятия, на котором наблюдается очень высокая текучесть кадров. Назовите возможные причины и последствия этого процесса. Дайте свои рекомендации по закреплению работников на своем предприятии.
«Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Студент бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик.

«Дебаты». Разбирая вопросы социальной ответственности руководителя, предлагается провести дискуссию по поводу социальной ответственности бизнеса в современном обществе. Необходимо проанализировать основные аргументы ее противников и сторонников. Чем социальная ответственность бизнеса отличается от юридической ответственности? Какова личная позиция в этой дискуссии? Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против».

Кроме этого, хорошо использовать следующие формы обучения:
Деловые игры - способствуют формированию коммуникативных умений обучающихся, вызывают у студентов интерес к изучаемому материалу, погружение в ту или иную ситуацию.
Создание студенческих проектов и их самопрезентация.
Уроки-семинары, которые способствуют дальнейшему развитию процесса диалога.
Весьма актуальными формами обучения, в последнее время, стали конференции, на которых студенты могут активно демонстрировать свои умения в диалоговом общении.
В современных условиях информационного общества нормой для учащихся стало обсуждение учебных вопросов с использованием сети Интернет.

Взаимоотношения преподавателя и студентов на уроках на основе диалога обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его составляющих: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

Используя диалог на уроке, обсуждая разные взгляды, версии, сопоставляя точки зрения, споря, дискуссируя студенты приходят к более глубокому осмыслению того или иного социально-экономического понятия, элемента или события.

В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

Диалогическое построение уроков способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству преподавателя и студента.

Список литературы

1.Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г.К. М.: 2006. Т.1 - 816с., Т.2 – 816с.
2. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. – М.: АПКиПРО, 2006.
3. Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профес¬сионального педагогического самообразования. — М. : Альфа, 1993. — 117 с.
4. Белова С. В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002.
5.Загрекова Л. В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar