Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Октябрь » 30

Использование элементов технологии проблемного обучения в педагогической деятельности

Маралина Ирина Анатольевна, преподаватель специальных дисциплин
Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ, г. Ликино-Дулево Московской области

Аннотация: Качество современного среднего профессионального образования определяется способностью молодого специалиста легко адаптироваться в современных рыночных условиях развития экономики региона. Подготовка функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде во многом зависит от качества организации и проведения учебных занятий. В статье актуализируются вопросы использования элементов технологии проблемного обучения для повышения эффективности организации учебной деятельности.

Ключевые слова: педагогические технологии, элементы педагогических технологий, технология проблемного обучения; проблемная ситуация; решение проблемы; создание проблемных ситуаций; алгоритм решения проблемы; профессиональное самоопределение и самостановление личности.


Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д. Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебном процессе. Д. Дьюи считал, что обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел ученый, совершивший то или иное открытие в науке. Обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать.

Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается преподавателем в поиск решения новых для него проблем. Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
создание проблемных ситуаций; обучение учащихся в процессе решения проблем; сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В процессе работы преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы обучающиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от обучающихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы. Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

В процессе моделирования урока в режиме технологии проблемного обучения учитываю, что обучающимся необходимо проанализировать проблемные вопросы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формирую в соответствии со звеньями процесса обучения. Для оценки знаний объединяю задания со следующим дидактическими целями:
- актуализации знаний и умений;
- осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- закрепления и систематизации знаний;
- применения знаний в новой учебной ситуации;
- проверки уровня усвоения знаний и умений.

В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Одна из эффективных форм – блоковый проблемный урок. При разработке проблемно-блокового урока:
1. Содержание разбивается на несколько логических частей.
2. К каждой логической части конструирую проблемный вопрос.
3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а.) актуализация знаний; б.) осознание и осмысление учебной информации; в.) закрепление новых знаний.
4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.
5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.
6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.
7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения.
8. На этапе диагностического контроля проверяем уровень умения решать проблемные задачи. Для этого можно предложить на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если обучающиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.

Создание в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и решения проблем – способствует эффективной активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию их творческого мышления.

Приемы создания проблемных ситуаций (по Г.К.Селевко)
-преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
-предлагает обучающимся рассмотреть явления с различных позиций (например, работника или руководителя);
-побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
-определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
-ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимо:
- отбор самых актуальных сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать активную познавательную деятельность ученика.

Для примера рассмотрим элементы урока по теме «Организации и их основные характеристики»
Тип урока:
Урок изучения нового материала (открытия нового знания)
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный.
Методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой, взаимная проверка.
Средства обучения: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; электронная презентация.

Дидактические материалы и оборудование: опорный конспект лекции
Планируемые результаты.

Личностные результаты: осознавать понятие и значение организации в современных условиях.
Формировать интерес к профессии и личностному росту.

Метапредметные результаты:
Регулятивные учебные действия:
Формулировать учебную проблему под руководством преподавателя.
Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать способы ее достижения.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных преподавателем ориентиров действия в новом учебном материале. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успеха и неудач в деятельности.

Познавательные учебные действия:
Осуществлять поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Создавать модели и схемы для решения профессиональных задач. Давать определение понятиям.

Коммуникативные учебные действия:
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе.
Формулировать собственное мнение, аргументировать.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные результаты.

Знания и умения:
- выделять и анализировать характеристики организаций и понимать их роль в обеспечении эффективности деятельности
-понимать смысл влияния характеристик организации на ее деятельность.

Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами предприятий и организаций в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться преподавателем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Можно выделить следующие стадии разработки проекта:
1. Разработка проектного задания (выбор темы проекта; выделение подтем в темах проекта; подготовка материалов к исследовательской работе – формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы; определение форм выражения итогов проектной деятельности).
2. Разработка проекта.
3. Оформление результатов.
4. Презентация.
5. Рефлексия.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (презентация, публикация). В ходе решения какой-то проектной проблемы обучающимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: логистики, менеджмента, маркетинга, и т.д.

Обучающимися были разработаны и защищены выпускные квалификационные работы по следующим направлениям исследований организация перевозочного процесса; обоснование выбора подвижного состава.

Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку при организованном учебном процессе самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая совместно с руководителем над созданием выпускной квалификационной работы, обучающийся приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда и использует полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «я» в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и преподавателей, принимающих участие в разработке выпускной квалификационной работы.

Отличительными чертами проектного метода, являются:
• участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
• участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
• участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
• участники проекта организуют себя на дело;
• участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
• участники проекта вступают в дискуссии.

Все это говорит о том, что под конкретным методом имеется в виду система взаимодействии руководителя и обучающегося.

Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения);
• развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:
• в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;
• образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
• индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
• комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
• глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание обучающимся конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Для упрощения работы над исследовательской работой разработаны методические указания для написания и оформления выпускной квалификационной работы по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
.

Список используемой литературы
1. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010.- №19.- С.11-13
2. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.- №3.- С.67-70
3. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.- 2008.-№1.-С.191-197
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
5. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина //Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
6. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.
7. Рачевский, Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
9. Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Первое сентября. - 2001. - №3.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar