Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Февраль » 25

Использование элементов технологии группового обучения в педагогической деятельности

Маралина Ирина Анатольевна,преподаватель специальных дисциплин
Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ, г. Ликино-Дулево Московской области

Аннотация: Качество современного среднего профессионального образования определяется способностью молодого специалиста легко адаптироваться в современных рыночных условиях развития экономики региона. Подготовка функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде во многом зависит от качества организации и проведения учебных занятий. В статье актуализируются вопросы использования элементов технологии группового обучения для повышения эффективности организации учебной деятельности.

Ключевые слова: педагогические технологии, элементы педагогических технологий, технология группового обучения; групповая форма обучения; однородная групповая работа; дифференцированная групповая работа; технологический процесс групповой работы; организационная роль участников групп; персональная ответственность за общую работу; профессиональное самоопределение и самостановление личности.

Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках лекционно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения группы на подгруппы для совместного решения определенных задач. Студентам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей студентов, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие студента.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение обучающихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникации и общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
- обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм обучения.
- группа делится на малые группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения студентов разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости обучающихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы обучающихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту, как со стороны преподавателя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому одногруппнику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам
2. Групповая работа.
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
3. Заключительная часть.
Сообщение о результатах работы в группах.
Анализ познавательной задачи, рефлексия.
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу.
Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся и группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ и лабораторных практикумов.

Положительные и отрицательные стороны обучения в микрогруппах
Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех студентов. Совместная работа, которую каждый студент использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.

Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все студенты. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых студентов, делает прочнее знания более сильных. Происходит взаимное обогащение обучающихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов независимо от их начального уровня.

Обучение в сотрудничестве выглядит очень заманчиво, но, наверное, каждый преподаватель, который пытался разделить группу на микрогруппы и дать им задание, сталкивался с трудностями.

Перечислю наиболее типичные:
Некоторые студенты ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.
В то время как один или двое студентов делают всю работу, остальные принимают минимальное участие.
Некоторые студенты вообще отказываются принимать участие в групповой работе или отказываются работать с какими-то другими студентами («Я ни за что не сяду с ним рядом!» или «Уберите его от нас, он все портит»).
Боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы.
Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.
Эти и многие другие проблемы можно попытаться решить с помощью специальных стратегий организации работы.
Факторы успешной работы малых групп

• Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга.
Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.

Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее.

Общая цель (взаимозависимость на основании общей цели). Преподаватель ставит перед группой общую учебную цель: например, члены группы должны вместе разобраться в смысле понятия или теории, затем каждый из них должен суметь объяснить материал какой-то другой группе.

Материалы (взаимозависимость на основании общего материала, разделенного на несколько частей). Между членами группы распределяются разные материалы (куски учебного текста, разные документы и т.д.) Чтобы выучить весь материал, необходимо рассказать содержание своей части и выслушать рассказы других членов группы.
Роли (взаимозависимость на основании отдельных ролей). Каждый член группы получает организационную роль (более подробно о них ниже). Для того чтобы работа была успешно выполнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои обязанности.

Задания (взаимозависимость на основании отдельных заданий). Работа в группе разделяется на отдельные задания. Каждое задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся работа была выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился со своим заданием и результаты отдельных работ объединились. Главным лозунгом групповой работы должно стать: «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке — или вместе выплывем, или вместе утонем».
• Индивидуальная отчетность и персональная ответственность за общую работу.

Следующий фактор, влияющий на эффективность работы малых групп это создание условий, не позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. Индивидуальные контрольные работы позволят оценить знания каждого. В то же время группа будет заинтересована в высоких оценках всех своих членов, так как это позволит получить дополнительные баллы. Если результатом работы было создание общего продукта, поставить индивидуальные оценки будет более сложно. Непросто бывает оценить конкретный вклад каждого в работу. Но если кто-то даже не пытался внести свой вклад, ставить ему такую же оценку, как ребятам, приложившим усилия, было бы несправедливо. В этом случае помогут специальные процедуры оценки деятельности всей группы в целом и отдельных ее членов.

• Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе.
Скорее всего, первые опыты групповой работы будут не очень удачными. Ребята будут плохо слушать друг друга, ссориться. Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание.

Назовем их:
- умение слушать друг друга;
- умение доверять друг другу;
- умение задавать друг другу вопросы;
- умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
- умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;
- умение учить друг друга;
- умение разрешать споры;
- умение руководить групповой работой;
- умение приходить к согласию;
- умение работать в команде.

Можно провести несколько небольших обсуждений, посвященных каждому из умений с выполнением специальных упражнений.

• Постоянный анализ того, как организуется работа в группе.
Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т. д. Преподаватель может описать студентам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно.

Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы:
- все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;
- выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;
- сотрудничает с другими членами группы;
- вежлив со всеми членами группы;
- помогает улучшать работу группы.

Поэтому же принципу, можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей группы в целом.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания

Список используемой литературы
1. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.- №3.- С.67-70
2. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.- 2008.-№1.-С.191-197
3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина //Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
4. Рачевский, Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
6. Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Первое сентября. - 2001. - №3.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar