Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Ноябрь » 17

Использование информационных технологий при дистанционной форме обучения

Артамонова Ирина Александровна, преподаватель специальных дисциплин
Ликино-Дулёвского политехнического колледжа-филиала ГГТУ, г.Ликино-Дулёво Московской области

Аннотация: В статье рассмотрены формы информационных технологий при дистанционном обучении в рамках среднего профессионального образования. Дистанционное обучение невозможно без развития информационных технологий, таких как видеоконференции и системы электронного обучения и тестирования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, видеоуроки, информационные технологии, видеоуроки видеоконференции, системы электронного обучения и тестирования.


На данный момент времени благодаря развитию общества в целом и науки и информационных технологий в частности, сложилась следующая ситуация относительно перспектив развития дистанционного обучения и его места как системы в системе образования.

Общество предъявляет как к подрастающему поколению, так и к уже зрелым людям определенные требования по владению уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации себя как профессионалов в жизни.
Наиболее успешными становятся люди, сумевшие реализовать себя в той специальности, по которой они получили образование непосредственно, но имеющие дополнительно одно или более образование, существенно расширяющие их возможности и способствующие повышению эффективности работы.

Существенным плюсом дистанционного образования является то, что оно, идя в ногу со временем, для проведения обучения или переобучения применяет ряд информационных технологий, позволяющих проводить обучение через сеть Интернет [8, 33].

Основными технологиями дистанционного обучения являются, на данный момент времени, проведение занятий онлайн через видеоконференцию, применение видеоуроков, направленных преподавателем ученику также через сеть Интернет и выложенных на портале учебного заведения для каждого занятия, раздача дидактического обучающего материала, по изучению которого обучающийся должен проверить свои знания и умения, пройдя ряд тестовых заданий, позволяющих оценить его уровень знаний и указать на ошибки.

Современно развитие техники, в частности использование для проведения обучения облачной платформы для проведения онлайн видео-конференций и видео вебинаров ZOOM , использование которой позволяет ученику видеть и слышать урок преподавателя, а также те материалы, которые он показывает ученику в процессе урока на экране компьютера.

Это стало возможным благодаря развитию сети Интернет, на которой основаны все технологии дистанционного образования [7, 58].

Видеоконференция, проводимая с учеником, является одной из основных технологий дистанционного образования как в инклюзивном образовании, так и в дистанционном образовании, применяемом для взрослых людей.
Следующей технологией дистанционного обучения, на которой основано дистанционное обучение в большинстве высших учебных заведений и курсах переподготовки, является технология MOODLE, позволяющая учебным заведениям создавать интернет-ресурсы для обучения, тестирования и сдачи экзаменов [4, 21].

Сущностью данной технологии является создание интерактивного интернет-сайта учебного заведения, на котором, в обязательном порядке регистрируются как студенты, обучающиеся удаленно в данном учебном заведении, так и их преподаватели.

Наполнение данного сайта, являющегося по сути учебной платформой, на основе которой происходит весь процесс дистанционного обучения, представляет собой следующие составляющие.
В первую очередь, это непосредственное общение студентов и преподавателей при помощи обмена электронными сообщениями и видеоконференциями.

Также данный ресурс служит для размещения учебных материалов для самостоятельной работы с последующей их проверкой преподавателем, студент допускается к выполнению следующего задания, только выполнив предыдущее, этим достигается непрерывность и последовательность учебного процесса.

Каждое задание оценивается как преподавателем, чья оценка может быть субъективной, так и итоговым тестированием при помощи тестовой системы. Данная система позволяет объективно оценить знания и пробелы студента и при необходимости указать ему на них, и помочь в изучении неизученного материала.
Поскольку конечная оценка за предмет выводиться на основании суммы баллов, получаемой за выполнение каждого из заданий, а также оценки выполнения заданий преподавателем в целом, данная система дистанционного обучения зарекомендовала себя хорошо.

Помимо обучения в виде видеоконференций, выкладывания дидактических материалов и тестов, в последнее время все более активно применяется оценка результатов обучения в виде классического экзамена, в ходе которого студентом выбирается билет, и даются развернутые ответы на вопросы билета.

Единственная разница лишь в том, что студент видит преподавателя на экране монитора, а преподаватель - студента, и в процессе экзамена они ведут беседу в режиме видеоконференции.

Такой классический способ контроля итоговых знаний, как экзамен, не может быть вытеснен тестированием, поскольку далеко не всегда корректно тестирование определяет уровень знаний студента, слишком много субъективных факторов на него воздействует.

Данный тип общения, когда люди не находятся в прямом контакте друг с другом, именуется в психологии непрямой формой общения. Её особенностью является то, что психологически человек в большей степени подвержен влиянию стрессовых факторов при прямой форме общения, при такой же форме, как видеоконференция, уровень тревожности студента значительно понижается.

Нельзя сказать, что дистанционное обучение не имеет недостатков, имеет, например, ряд письменных заданий и тестов может быть решен не студентом, а иным лицом, зачастую с применением интернет-технологий удаленного доступа на компьютер студента.

Также нельзя не отметить тот факт, что сама система дистанционного обучения, построенная на базе использования сети Интернет как среды связи между институтом и студентом, технически еще не безупречна.
Поскольку все обучение происходит в сети Интернет, то сбои с подключением такого сайта к сети вызовут невозможность обучения до их устранения у всех студентов данного учебного заведения.
Чтобы исключить это, при проектировании производится подключение к серверу как минимум двух независимых провайдеров Интернета, обеспечивающих устойчивость данного сервиса.
В случае отключения одного из них, сервер переводится на резервный канал, пользователи этого даже не успевают заметить.

Отдельно хотелось бы отметить, что, несмотря на все плюсы дистанционного образования, для получения образования надлежащего качества необходимо присутствие студента на лекциях классического типа. Даже при дистанционном обучении в настоящий момент времени необходимо посещение некоторого количества занятий, это позволяет наладить контакт с преподавателем, по этой причине переобучение или курсы повышения квалификации предполагают присутствие студента на ряде лекций [6, 47].

В заключение, подводя итоги, можно выделить следующие технологии дистанционного образования:
1. Видеоконференция в виде лекции. Применяется для обучения учащихся и студентов, при помощи видеокамеры и микрофона преподаватель транслирует излагаемый им учебный материал учебной аудитории. В дальнейшем обучающиеся на основе данного материала будут выполнять ряд самостоятельных заданий и тестов.
2. Использование для обучения учебной среды MOODLE. Данная учебная среда позволяет создавать для каждой группы и каждого курса студентов, обучающихся дистанционно, индивидуальные задания, а индивидуальные пароль и логин студента, с обязательной регистрацией подключения к среде с его личного компьютера по IP-адресу позволяют получать дидактические материалы, учебные задания, проходить тесты, предназначенные именно для данного студента [2, 32]. Тесты позволяют в определенной мере выяснить уровень усвоения материала студентом, и на основании полученных данных скорректировать процесс обучения.
3. Онлайн-экзамен. Онлайн-экзамен происходит в режиме видеоконференции. Студент видит преподавателя, а преподаватель слушает ответ студента, видит его и может задавать необходимые вопросы.
Все данные технологии базируются на использовании технологии Интернет. Без нее само дистанционное образование было бы невозможно.

Литература
1. Вымятнин В. М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование, 2000. № 1.
2. Демкин В. П., Вымятнин В. М., Можаева Г. В. Технология создания педагогического программного обеспечения для дистанционного обучения // Современные технологии в системе образования: Материалы республиканской научно-практической конференции. Караганда, 29- 30 мая 2001 г. Караганда, 2001.
3. Домрачев В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, 1994. № 3.
4. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2003. 216 с.
5. Ковшов А. Н., Ибрагимов И. М. Методологические основы дистанционного обучения. М.: МГОУ, 2001., 265 с
6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Полат Е. С. М. Изд. центр
«Академия», 2010. 272 с.
7. Романов А. Н., Торопцов В. С., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: ЮНИТИ, 2000. 345 с.
8. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. e-Leaming World: Мир электронного обучения. М., 2004. № 1-4.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar