Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2020 » Август » 26

Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения

Быкина Галина Николаевна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж – филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулево, Московская область

Аннотация: современное образование развивается в условиях возрастающего потока информации, необходимости индивида оперировать огромным количеством знаний в самых разных сферах человеческой деятельности. В сферу профессионального образования в последние десятилетия активно внедряются дистанционные технологии обучения, базирующиеся на основе использования современных информационно-коммуникационных возможностей.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет технологии, психолого-педагогические особенности ИКТ, саморегуляция, самоактуализация, мотив достижения успеха.


Сегодня наблюдается лавинообразное развитие информационных технологий. Процесс информатизации разворачивается практически во всех областях человеческой деятельности.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий создало принципиально новые условия при работе с информацией в системе образования. В настоящее время главным критерием оценки степени информативности учебного процесса служит возможность доступа в глобальные сети с целью использования в образовательных целях материалов видео- и телеконференций, электронной почты и т. д. Наиболее широко и полно все обучающие возможности информационных технологий используются в системе дистанционного образования. Целью развития дистанционного обучения является объединение преимуществ виртуального и традиционного образования.

Основные моменты, характеризующие дистанционное обучение – это:
• пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
• пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
• непрерывная учебная работа обучаемого;
• взаимодействие обучаемого и обучающего;
• специально подобранные учебные материалы [1, с.132].

По некоторым прогнозам, в скором времени обучаемый будет тратить до 40% времени на дистанционные формы образования, примерно столько же – на очные, а оставшиеся 20% – на самообразование [3, с.35].

Дистанционное обучение коренным образом отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что психологические основы разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения, еще мало разработаны и находятся на стадии становления. Несколько десятилетий тому назад специалисты стали уделять большее внимание этой теме (Марголис А. А., Рубцов В. В., Тихомиров О.К. и др.), но, в основном, в их исследованиях рассматривались отдельные стороны вопроса:
• психолого-педагогические проблемы компьютеризации;
• взаимоотношения между участниками учебного процесса;
• особенности диалога «человек- машина»;
• психологические проблемы, возникающие в процессе обучения;
• особенности восприятия;
• мотивационная сфера образовательной деятельности студентов;
• проблема психолого-познавательных барьеров;
• когнитивный подход к обучению;
• эмоциональный фактор восприятия учебного материала.

Широкое внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь имеет психологические последствия. Специалисты выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:
• персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;
• потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;
• различные формы компьютерной тревожности [3, с 205; 6, с.112].

Ряд исследователей рассматривают компьютерные технологии как вторжение во внутренний мир человека, сопровождающееся когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире [7, с.206].

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, называют такие качества как: упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, достаточно высокий интеллект, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и неэмоциональность в общении, недостаток эмпатии, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности [5, с.19]. «Остается неясным, то ли компьютер привлекает к себе людей с определенными чертами характера, то ли мы имеем дело с изменениями личности в процессе длительного, многолетнего контакта с компьютером» [6, с. 81].

В. В. Минаков в своей статье «Психологические особенности лиц, склонных к Интернет зависимости» выносит предположение о возникновении новой прослойки людей, с определенными психологическими особенностями. Автор уделяет особое внимание возникновению ряда психологических новообразований и различных эффектов у человека, вызванных воздействием новой информационной средой и спецификой взаимодействия в ней.

Освещая проблемы информатизации, А. В. Минаков приводит негативные примеры – побочные эффекты применения информационных технологий, с которыми сталкиваются психологи и психотерапевты современности. К ним относятся: технострессы, компьютерофобии, зависимость от компьютерных игр (индивидуальных, групповых, ролевых), Интернет – зависимость, хакерство, сужение круга интересов, аутизация, трансформация идентичности, неразвитость социального интеллекта, обеднение социального компонента общения и другие [6, с.57].

Ряд авторов отмечают, что дистанционные образовательные технологии, изначально призванные стать средством свободного творческого саморазвития человека и эффективной самоорганизации его деятельности, обеспечить высокий уровень его субъектности в образовательном процессе, в настоящий момент несут в себе опасность формального, лишенного личностных смыслов, отношения к обучению, «девальвации» знания и его отчуждения, опасность «расчеловечивания» [1, с. 117; 5, с. 143].

Большое значение среди исследований занимает изучение влияния дистанционного обучения на когнитивное и личностное развитие студентов. В качестве примера можно привести исследование Ю.В. Балашовой [2, с.238]. Целью ее исследования было выявление и изучение интеллектуальных и личностных особенностей студентов очной и дистанционной форм обучения.

В ходе комплексного исследования психологических особенностей студентов вузов, обучающихся по очной и дистанционной формам, выявлены следующие особенности интеллектуального и личностного развития:
• у студентов очного обучения существует тенденция опережающего развития по интеллектуальным показателям;
• работоспособность, выносливость, помехоустойчивость, обусловленные силой нервной системы, у студентов обеих форм обучения имеют уровень не ниже среднего;
• характер и воля студентов всей выборки считаются достаточно твердыми, а поступки, в основном, реалистичными и взвешенными;
• в мотивации достижения успехов у студентов всей выборки, доминирует стремление избегать неудач;
• у студентов дневного обучения уровень тревожности средний с тенденцией к низкому, а у студентов дистанционного обучения – средний с тенденцией к высокому;
• из самооценки психических состояний следует, что студенты всей выборки, в основном, не тревожны и имеют средний уровень агрессивности и ригидности.

Как показывает анализ исследований, в фокусе внимания ученых находятся отдельные аспекты психологических и психолого-педагогических особенностей разработки и внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях. Однако, очень мало исследований, посвященных влиянию дистанционных технологий на личностное и когнитивное развитие студентов, а также учету когнитивных стилей, психологических особенностей обучающихся, способных учиться на основе данных технологий.

Существует мало работ, изучающих влияние дистанционных технологий на когнитивное и личностное развитие студентов. Есть отдельные исследования, рассматривающие влияние информационных технологий на развитие человека, психолого-педагогические аспекты дистанционных технологий. Комплексные исследования по данной проблеме исследования отсутствуют.

Профессионально-личностное развитие будущего специалиста в системе профессионального образования немыслимо вне его становления как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Между тем педагогическое обеспечение механизмов этого становления посредством дистанционного обучения, обеспечение максимально полной реализации учащимся субъектных функций в образовательном процессе недостаточно полно разработано в научно-педагогической литературе [2, с. 134; 4, с.302].

Перспективы видятся в разработке комплексной программы изучения психолого-педагогических основ дистанционного обучения, учитывающей, с одной стороны, когнитивные и личностные особенности, необходимые для обучения по дистанционным технологиям, а с другой стороны, влияние дистанционных технологий на когнитивное и личностное развитие студентов.

Список литературы
1. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
2. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М., 2001.
3. Бондарькова А. М. Педагогическое управление профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно: Дис. ... канд. пед. Наук / Рос. межд. академия туризма. М., 2010.
4. Васильева И. Н., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.
5. Mapаховекая Н. В. Психолого-педагогические средства преодоления познавательных барьеров в дистанционном обучении: Дис. ... канд. пед. наук / Брянский гос. пед. ун-т. М., 2003.
6. Минаков А. В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет-зависимости. http:// nedug.ru
7. Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). М., 2004.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar