Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Август » 11

Значение элективных курсов в образовательной программе СПО

Быкина Галина Николаевна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж – филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулево, Московская область

Аннотация: современное образование развивается в условиях возрастающего потока информации, необходимости индивида оперировать огромным количеством знаний в самых разных сферах человеческой деятельности. В сферу профессионального образования в активно внедряются элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися), которые составляют компонент образовательной организации базисного учебного плана.
Ключевые слова: психофизическая деятельность, элективный курс, предметно-ориентированные курсы, образовательные результаты, саморегуляция, самоактуализация.

В современных условиях образования, из-за огромного, постоянно увеличивающегося массива научных знаний, учить всех, всему и обо всем, становиться весьма затруднительно. Тем не менее, современная личность не сможет нормально функционировать без определенного запаса естественно-научных и гуманитарных знаний.
Базисом освоения знаний является психофизическая деятельность определяемая функционированием центральной нервной системы [1].

Из этого следует, что одни индивидуальности более склонны к реализации деятельности гуманитарных наук (предметно-образное мышление), другие к освоению знаний в области естественно-научной или технологической деятельности (рационально- логическое мышление).
Модернизация Российского образования ввела в образовательные организации новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося [2].

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
• обеспечивают повышенный уровень освоения одного из учебных предметов общеобразовательной и/или профессиональной подготовки, его раздела;
• служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;
• служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
• обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
• служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
• способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем;
• способствуют приобретению образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда [3].

Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи обучающийся должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.
Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны [4].

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?
1. Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы – обязательный образовательный компонент, их выбирает каждый обучающийся.
2. Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность.
3. Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год. Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности, рассчитанные на один семестр или один год. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.
4. Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.
5. Учащимся одной группы может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все учащиеся и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса) [5].

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план.
Предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
1. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление учебного предмета, имеющие тематическое и временное согласование с этим учебным предметом.
2. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
3. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
4. Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5. Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план так и не входящего в него.
7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач, составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план [6].

Таким образом, элективные курсы являются одним из основных средств, позволяющих строить индивидуальные образовательные программы, так как они в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов. Элективные курсы дают возможность компенсировать во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей обучающихся по программам СПО.

Список литературы
1. А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.
2. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.
3. Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.
4. Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем. М., ““Первое сентября”, 2002 г., №33, стр. 2.
5. Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.
6. Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar