- 09.12.2021
- 5349 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ НО "Нижегородский медицинский колледж", преподаватель психологии высшей категории
Аннотация: Для медицинских работников эмоциональная устойчивость является одной из самых важных личностных характеристик. Специфика современной социальной ситуации предъявляет высокие требования к эмоциональным ресурсам молодых специалистов, особенно в медицинской профессии, и обуславливает необходимость изучения и развития эмоциональной устойчивости уже на этапе обучения студентов в СПО. Юношеский возраст наиболее сенситивен к развитию эмоциональной устойчивости, осознанной регуляции психоэмоциональных состояний. Именно поэтому на данный аспект необходимо обращать пристальное внимание.
Ключевые слова: Эмоциональная устойчивость, психоэмоциональное состояние, арттерапия, визуализация, саморегуляция.
«Эмоциональная устойчивость-это способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряжённой эмоциогенной обстановке».
Сиротин О. А., доктор педагогических наук, кандидат психологических наук
Сиротин О. А., доктор педагогических наук, кандидат психологических наук
В технологически развитом обществе игнорируется и нивелируется роль эмоций в регуляции деятельности человека, что приводит к утрате умения их конструктивного переживания и нарушению психического и соматического здоровья. В обыденном сознании эмоции рассматриваются как явление, нарушающее успешное функционирование человека в мире конкуренции и поэтому большинством людей и популярной литературой активно навязываются способы их подавления и вытеснения. Однако же психологическая теория и практика убеждают нас в том, что осознанные и реализованные эмоции способствуют развитию личности и наиболее полному раскрытию её потенциала.
Здоровье и качество жизни подрастающего поколения признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло своё отражение в Концепции модернизации российского образования. Многие специалисты в области эмоционального реагирования выявляют ряд особенностей в проявлении психоэмоциональных состояний студентов (особенно младших курсов). Основные особенности выражены в дисбалансе психоэмоционального состояния, проявляющегося в высоких показателях неуверенности, средней коммуникативности, наличия усталости, низкой заинтересованности в чём либо, среднего уровня тревожности, низких показателях активности. Исследованиями подтверждено, что большинству студентов трудно переносить длительную однообразную нагрузку, часто свойственную учебному процессу.
Субъективным фактором, влияющим на психоэмоциональное состояние студенческой молодежи, по мнению тех же авторов, является отношение к собственному состоянию, к психологическому здоровью, которое проявляется в готовности и стремлении к реальной практической деятельности над собой.
Путём использования различных методов и приёмов стабилизации эмоционального состояния удаётся существенно снизить уровень тревожности, безразличия, скуки, пресыщенности, фрустрационных переживаний (неудовлетворённости, агрессии) у студентов. Общее снижение неблагоприятных психоэмоциональных состояний путём использования различных приёмов и методов на занятии, представляет значительные возможности для реализации личностного развития студентов и успешного дальнейшего профессионального становления.
Наиболее эффективными и возможными для применения на занятиях по психологии являются следующие приёмы и методы:
Метод арттерапии (Арттерапия позволяет дать конструктивный выход отрицательным эмоциям, выразить, объяснить и переработать подавленные переживания, говорить о своих чувствах с другими людьми.) Включает в себя следующие приёмы, возможные для применения на занятиях по психологии:
Визуализация. Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует использование приёмов воображения или визуализации. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека и активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных ощущений. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, мы можем отвлечься от напряжённой ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. Визуализация активизируется в момент рисования, что применяется на занятиях психологии в практической части обучения. Например на темах «Изучение эмоциональных процессов и состояний», «Изучение стресса», «Использование психотерапевтических методов» и пр.
Музыкотерапия - «лечение музыкой». Это средство оптимизации творческих сил и педагогика-воспитательной работы. Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
На занятиях психологии возможно применение рецептивной формы как пассивного прослушивания различных музыкальных композиций (как вариант: классические произведения), что помогает стабилизации психического состояния. А так же можно применять интегративную форму музыкотерапии, что позволяет наряду с музыкой задействовать возможности других видов искусства: рисование под музыку и другие творческие формы. Данный метод хорошо вписывается в практические занятия по психологии, так как помимо метода стабилизации эмоционального состояния, является и дополнительной «окраской» занятия (например по теме «Изучение эмоциональных процессов и состояний» или по теме «Изучение стресса» и др.).
Методы физической стабилизации включают в себя, прежде всего, следующий приём, применимый в учебном процессе:
Дыхание. Важным резервом в стабилизации эмоционального состояния является дыхание. Сосредоточив своё внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание в разных ситуациях. Дыхание зависит от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на своё дыхание, можно приобрести ещё один способ эмоциональной саморегуляции. Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Данный приём можно использовать как преподавателю, так и студентам на всех видах занятий. В момент усталости, рассеянности, скованности, аффективности в любых проявлениях (от раздражительности до злости) работа с дыханием стабилизирует состояние. Пример: В момент ситуации раздражения или стихийно нахлынувших негативных чувств мы забываем делать нормальный выдох: Глубоко выдохните; Задержите дыхание так надолго как сможете; Сделайте несколько глубоких вдохов; Снова задержите дыхание. Или: Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.
Рефлексия, как отдельный приём стабилизации эмоционального состояния. Рефлексию занятия студенты делают у каждого преподавателя на любой дисциплине. Это неотъемлемая часть структуры занятия. Но в данном контексте я имею в виду рефлексию не только того, что включает в себя план занятия, но и рефлексию своего самочувствия на данном занятии. Каждый студент (или те студенты, которым необходимо об этом сказать) высказывают своё мнение не только о проведённом занятии, что понравилось, что нет; а так же и что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.
Существуют приёмы эмоциональной регуляции промежуточного характера, например, техника взрыва, техника декатастрофизации, юмор.
На занятиях по психологии (да и на многих других дисциплинах) из данных приёмов возможно и даже, часто уместно применение юмора. Юмор и смех как эмоциональное подавление – отвлечение внимания на что-нибудь смешное, что по своему содержанию не имеет никакого отношения к эмоциогенному событию, никак с ним не связано. Например, анекдоты, смешные пословицы, смешные мини рассказы и др. Данный приём помогает разрядить накопившееся напряжение любой этиологии.
Общий посыл взглядов на тему проблемы применения психолого-педагогических методов и приёмов стабилизации эмоционального состояния обучающихся на занятиях по психологии: повышение уровня организации учебного процесса с помощью применения психолого-педагогических методов и приёмов стабилизации эмоционального состояния.
Список литературы:
1. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы. Вологда: Ин-т социально-эконом.разв. РАН, 2009.-№2 (48)-С.98-105
2. Гримак Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приёмы саморегуляции. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.-368 с.
3. Копина.О.С. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников. У. О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е. В. Заикин/Электронный ресурс.//URL: http://www.portalus.ru (1.10.10)
4. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 2005. 80 с.
5. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 2004г.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.