Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Ноябрь » 18

Технологии дистанционного обучения

Бердникова Елена Олеговна, преподаватель
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум», г. Екатеринбург

В современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий меняются и способы получения и восприятия информации. Это особенно заметно в современном поколении, которое с детства получает информацию из различных электронных источников. Образование должно идти в ногу со временем, поэтому в образовательном процессе появляется все больше систем, обеспечивающих доступность учебно-методических материалов. Таким образом, одной из новых эффективных технологий является электронное образование.

Актуальность электронного обучения для современного образования обусловлена глобальной информатизацией общества. Активное и широкое использование информационно-коммуникационных технологий во всех видах человеческой деятельности и практически во всех возрастных категориях актуализировало не только задачу освоения новых технологий, но и различные процессы самообразования, самообучения и самореализации. В этой ситуации образование любого уровня должно обеспечивать освоение новых технологий и развитие соответствующих компетенций обучающихся.

Электронное обучение способствует повышению качества традиционного образования путем внедрения инновационных технологий обучения и предоставления разнообразных электронных образовательных ресурсов.
Онлайн-образование очень популярно в современных педагогических технологиях и образовательных инновациях. Одним из видов онлайн-образования являются онлайн-курсы как вид электронного обучения, то есть организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый с помощью технических средств современных информационных технологий и представляющий собой логически и структурно завершенную образовательную единицу, методически обеспеченную уникальным набором систематизированных электронных средств обучения и контроля.

Несмотря на то, что многие формы смешанного обучения являются частью неформального образования и не имеют строгого институционального характера, тем не менее такие формы, как массовые открытые онлайн-курсы (МООК), стали очень популярными и стремительно развиваются, охватывая все большую аудиторию и реализуя современные педагогические компетенции. Актуальность изучения онлайн-курсов обусловлена их активным внедрением в российскую систему высшего образования и возможностью использования их для реализации концепции непрерывного образования. На фоне становления электронной педагогики как отрасли педагогической науки теоретико-педагогический анализ онлайн-курсов как образовательного ресурса представляет большой исследовательский интерес.

Массовые открытые онлайн-курсы — это явление, которое появилось в онлайн-обучении сравнительно недавно. Первые попытки создания МОК были предприняты 5 лет назад, и сейчас МООК привлекает значительный интерес со стороны средств массовой информации и образовательных учреждений. Все они представляют МООК как перспективное направление деятельности. Такие курсы могут восприниматься как средство расширения возможностей онлайн-обучения. Что касается открытого доступа к курсам и их масштаба, то они также дают возможность внедрять новые бизнес-модели, которые включают элементы открытого образования.

Общее название МООС состоит из четырех отдельных терминов:
• massive (массовый): курсы требуют большого количества участников;
• open (открытый): курс является бесплатным, и любой желающий может присоединиться к нему;
• online (электронный/дистанционный): материалы курса и результаты совместной работы доступны в сети Интернет в открытом доступе для всех участников;
• course (курс): он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии могут быть трансформированы для каждого участника.

Основной целью массовых открытых онлайн-курсов является предоставление студентам прямого доступа к учебным материалам без необходимости поступления в ВУЗ, а также предоставление преподавателям необходимых ресурсов для их использования в собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, массовый открытый онлайн-курс ― это онлайн-курс, характерным признаком которого является открытый доступ (без ограничений) к учебным и контрольно-измерительным материалам курса для слушателей в объёме, достаточном для достижения намеченных результатов обучения и их оценки.

Массовые открытые онлайн-курсы отличаются от традиционного образования и имеют свои преимущества и недостатки.

Основные преимущества таких курсов заключаются в следующем:
1. Доступность. Многие курсы не только доступны из любой точки
мира, но и бесплатны или имеют низкую стоимость, в несколько раз ниже традиционных. Это очень популярно среди людей, которые не имеют возможности учиться за деньги, но все же хотят получить хорошее образование.
2. Открытость. Вы можете подключиться к массовым открытым онлайн-курсам в любое время и в любом месте, причем количество желающих
учиться не ограничено, что говорит о массовом характере курса.
3. Структура и последовательность материала. Информация в онлайн-курсах, которая уже была найдена в традиционных курсах, трансформируется и структурируется специально для обучения, что дает возможность начать обучение в любое время и заниматься в своем собственном режиме изучения курса.

Несмотря на ряд преимуществ, MOOК также имеют существенные недостатки, такие как:
1. Отсутствие или недостаточное взаимодействие с учителем. При
возникновении сложных и непонятных ситуаций вследствие непосредственного взаимодействия с преподавателем могут возникать ситуации, в которых непонятный учебный материал затрудняет дальнейшее освоение курса.
2. Все студенты могут иметь разный уровень знаний, сформированных до начала обучения, что может помешать освоению курса одним и сделать учебный процесс неинтересным и легким для других.
3. Разработка онлайн-курсов предполагает, что студент должен будет
выполнять самостоятельную работу, поэтому слушатель должен быть ответственным, дисциплинированным и мотивированным к обучению.
4. Из-за вышеперечисленных недостатков мало кто сможет успешно
пройти онлайн-курс.

Можно сделать вывод, что перечисленные выше преимущества и недостатки на данном этапе не могут полностью заменить традиционное обучение. Это всего лишь альтернативный тип образования, который должен существовать вместе с традиционным образованием. Таким образом, каждый человек сможет выбрать для себя тот тип и форму знаний, которые ему наиболее подходят.

Существует ряд образовательных платформ, на которых может осуществляться онлайн-курсы. Рассмотрим некоторые из них:
1. «Открытое образование» — это современная образовательная платформа, которая предлагает онлайн-курсы по базовым предметам бакалавриата, изучаемым в российских вузах. Платформа была создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими вузами, такими как «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», «Национальный исследовательский технологический университет», «Высшая школа экономики», «Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина» и «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики». Открытая образовательная платформа предлагает 154 бесплатных онлайн-курса, которые не требуют базового уровня образования. Все курсы разработаны в соответствии с требованиями федерального образовательного государственного стандарта (ФГОС). Для тех, кто хочет получить зачет по результатам освоения образовательной программы, существует уникальная возможность получить сертификат при условии прохождения контрольных точек онлайн-курса с идентификацией личности студента и контролем условий их прохождения.

2. Moodle ― это система управления обучением, направленная на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами. Ее основная цель — организация дистанционного обучения. Использование Moodle может служить альтернативным источником информации для устранения неравномерной учебной активности студентов в течение семестра. Учебная дисциплина делится на небольшие этапы и в конце каждого модуля оценивается работа студента. Особо стоит отметить важность дифференцированной системы оценки знаний обучающегося, чтобы только в исключительных случаях он не мог перейти на следующий этап обучения. Несоблюдение этого принципа приводит к резкому увеличению нагрузки на преподавателя из-за того, что ему придется готовить студентов к нужному уровню, давая им дополнительное время.

Moodle была создана Мартином Догиамас в Технологическом университете г. Перта. С самого начала Moodle задумывалась как открытый программный продукт, доступный каждому, бесплатный, а также простой в установке и открытый для максимального количества пользователей.

Moodle используется почти в 50 тысячах организаций, более чем в 200 стран мира. В России зарегистрировано более 400 установок . Количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 40 тысяч человек.
Общение между участниками проекта организуется несколькими способами — традиционным и при помощи вебинаров.

3. Московская электронная школа (МЭШ) — это облачная онлайн-платформа, содержащая все необходимые учебные материалы, инструменты для их создания и редактирования, а также конструктор цифровой основной образовательной программы. После успешного тестирования проект был реализован во всех образовательных организациях столицы с 1 сентября 2017 года.

Платформа МЭШ обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, решаемых в современной крупной образовательной организации, делает содержание образования более доступным, а также позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии и подходы, такие как смешанное обучение, дистанционное и электронное образование.

Созданы условия для реализации задач создания различных технологических платформ дистанционного обучения и создания систем управления и мониторинга в сфере образования на основе информационно-коммуникационных технологий — наборы инструментов управления и мониторинга образовательного процесса, инструментов организации работы с содержанием образования. Благодаря специальным цифровым конструкторам из материалов электронной библиотеки московские учителя создают сценарии уроков, «народные» учебники, книги самопомощи, тесты, которые учащиеся используют на уроках, при подготовке проектной работы в школе и во время самостоятельной работы.

Используя электронный сценарий урока, учитель может эффективно провести урок, а также может создать свой собственный сценарий и поделиться им с коллегами. Столичные школьники имеют доступ к урокам, созданным лучшими учителями города. Электронные версии учебников позволяют преподавателю давать учащимся более качественный контент во время урока и разнообразить содержание заданий. Система тестирования в библиотеке позволяет преподавателю провести тест или опрос, а ученику ― проверить свои способности, подготовиться к тесту и экзамену.

Проанализировав образовательные платформы, можно сделать вывод о том, что они являются удачным источником информации для педагогов, задача которых заключается в подборе и внедрении материала в учебный процесс. Необходимо использовать эти инструменты для разнообразия процесса обучения, развития интереса учащихся, повышения мотивации к обучению и т.д.

4. Московский Открытый институт (МОИ) — один из самых прогрессивных и динамично развивающихся вузов столицы. В конце 2012 года он вошел в первую десятку лучших негосударственных высших учебных заведений Москвы и зарекомендовал себя как мощный образовательный механизм. Институт имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В МОИ каждый желающий может найти подходящую форму обучения в соответствии со своим возрастом, местом жительства, уровнем дохода, состоянием здоровья и другими обстоятельствами. Использование новейших достижений в области образовательных технологий делает образовательный процесс более эффективным и удобным, а также минимизирует связанные с этим затраты средств.
Студенты МОИ имеют обширную электронную библиотеку, доступную из любой точки мира 24 часа в сутки. Она содержит более 50 тысяч электронных учебников, учебных пособий, монографий, научных, учебных и периодических изданий.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar