- 13.12.2021
- 4295 Просмотров
- Обсудить
ОГБ ПОУ «Ульяновский педагогический колледж», г. Ульяновск, Ульяновская область
Аннотация: и место культурологического компонента в образовательном процессе при подготовке студентов педагогического колледжа к педагогической деятельности. Культура как условие создания развивающей образовательной среды.
Ключевые слова: культура, культурология, полисубъектный подход к развитию.
Рассмотрение культурологических аспектов в преподавании психолого-педагогических дисциплин не случайно, т.к. любое знание является частью культуры, частью опыта, который осваивает каждый человек, а преподаватель должен научить будущих воспитателей и учителей способам передачи этого опыта. Кроме того, в последнее время в психологической и педагогической науке разрабатываются технологии обучения и воспитания, в основе которых лежит полисубъектный подход к процессам развития [5, с.178] и рассматриваются вопросы создания насыщенной образовательной среды [6,173]. Культура человечеств и культура каждого отдельного человека может выступать в качестве особой образовательной среды.
Изначально понятие «культура» трактовалось «как средство возвышения человека, совершенствование духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества» [3,С.9]. Термин «культура» часто заменяли словами «просвещённость», «гуманность», «разумность», иногда - «образованность».
Существуют различные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры (описательные, антропологические, ценностные, нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, идеационные, психологические, дидактические, социологические…). На международном философском конгрессе в 1980 году приводилось более 250 различных определений понятия «культура». В настоящее время существует около полутысячи определений понятия «культура»
Общепринятым определением культуры можно считать следующее: «Культура» – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. [ 3,С.24].
Исследователи выделяют различные социальные функций культуры:
- информационная;
- адаптивная;
- коммуникативная;
- интегративная;
- функция социализации.
Все эти функции культуры находят свое отражение в учебном процессе, о чем будет сказано позднее.
Необходимо также определиться с трактовкой термина «духовная культура», т.к. в философской и культурологической литературе этот термин имеет разный смысл и рассматривается с разных точек зрения.
Разделять и противопоставлять друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно. Так как, с одной стороны, вся культура в целом духовна, потому что она есть мир смыслов, т.е. духовных сущностей. А с другой стороны, она вся в целом материальна, потому что представлена «материализована» в чувственно воспринимаемых кодах, в знаках и текстах. Как отмечает А.Кармин, «область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. При таком подходе область духовной культуры, в основном, совпадает с широко распространенным ее определением как «сферы духовной жизни» [ 3,С.317].
Основными формами духовной культуры являются мифология, религия, искусство, философия. Данная работа в большей степени посвящена искусству, как форме отражения действительности в художественных образах. Если рассматривать виды искусства в зависимости от используемого в них знакового материала, то речь пойдет об элементах визуального, аудиального, словесного и синтетического искусства.
Культурологический подход в образовании обеспечивает интеграцию личности в систему мировой художественной культуры. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов, которые проводятся ежегодно в рамках изучения студентов первокурсников с целью их успешной адаптации к социокультурной среде колледжа, показывают, что литература и изобразительное искусство находятся на 9-12 местах из 14-ти ранговых позиций. Поэтому включение в урок и внеклассную деятельность по предмету демонстрацию, анализ и обсуждение произведений искусства является одним из факторов повышения общей культуры студентов и повышения роли искусства в воспитании и развитии студентов.
Выполнение заданий учебного характера, связанных с необходимостью знакомства с произведениями искусства, так или иначе, приучают студентов чаще обращаться к культурным образцам для решения сначала учебных задач, а в некоторых случаях и для решения своих проблем. Так как некоторые философы и писатели отмечают, что происходящее с каждым человеком, когда-то уже с кем-то происходило и уже описано много раз не только само событие и проблема, но и способы решения этой проблемы. Поэтому для решения своих проблем нужно много читать, много слушать и много смотреть, а все это не только помогает решать проблемы, но и формирует эстетический вкус и эстетическое восприятие.
Использование произведений искусства в образовательном процессе способствует личностному развитию студентов.
Целью использования культурологических компонентов в преподавании является обеспечение интеграции личности в систему мировой художественной культуры. Преподаватель решает следующие задачи::
- создание комфортной среды в процессе обучения;
- формирование адаптивных свойств студентов;
- знакомство с произведением искусства, как способом отражения окружающей и психической реальности и на этой основе формирование понимания психических явлений;
- развитие личности студента через когнитивное и эмоциональное восприятие произведений искусства.
Произведения искусства в процессе преподавания психологии, специальной и коррекционной педагогики можно использовать на разных этапах обучения и с разной целью. Так в процессе объяснения материала возможно использование произведений искусства в качестве иллюстраций того или иного психического явления (эмоционального переживания, процессов памяти, мышления, воображения, качества личности или характера….). В процессе закрепления материала студентам предлагаются задания, связанные с анализом произведений искусства или задания, в которых необходимо самостоятельно проиллюстрировать психическое явление с помощью произведений искусства. Произведения искусства возможно использовать в качестве контрольных заданий разного уровня на этапе контроля. Например:
- психологический анализ литературных сказок;
- воспроизведение готовых коррекционных сказок по предложенной теме;
- подбор коррекционных сказок из имеющегося перечня по предложенной теме;
- составление вопросов для коррекционной беседы с ребенком по готовой коррекционной сказке;
- составление вопросов для коррекционной беседы с ребенком по литературной сказке;
- сочинение коррекционных сказок по алгоритму;
- составление коррекционной программы с использованием элементов сказкотерапии;
- постановка коррекционного спектакля студентами;
- реализация коррекционного проекта на педагогической практике с детьми (по согласованию с психологом дошкольного учреждения).
В рабочих программах курса «Психология» и курса «Основы специальной и коррекционной педагогики» прописаны виды самостоятельной работы, которые включают работу с произведениями искусства. А созданный учебно-методический комплекс может рассматриваться как информационная модель педагогической системы, основанной на принципах развивающего обучения и принципах гуманистического подхода к развитию и воспитанию личности. Каждый урок – это урок развития, причем, использование в уроке произведений искусства делает процесс воспитания и обучения более комфортным и лишенным назидания. Анализ опросов студентов, которые проводятся после первого семестра обучения показывают, что студентам нравятся уроки, на которых звучит музыка, стихи, проводится психологический анализ текстов (хотя многие отмечают сложность данных заданий), просмотр и анализ фрагментов художественных и документальных фильмов.
Необходимо отметить, что включение в учебный процесс культурологических компонентов повышает общий культурный уровень студентов (информационную составляющую, и хочется надеяться, что их духовный уровень становится выше). Доказательством этого может являться интерес к авторам, с произведениями которых происходит знакомство на уроке. Этот интерес из ситуативного и пассивного зачастую переходит в устойчивый и активный: студенты переписывают услышанные на уроке литературные тексты, просят сделать копии понравившихся иллюстраций, проявляют интерес к творчеству художников или писателей и самостоятельно находят дополнительный материал, с радостью знакомят с ним студентов и преподавателя.
Удачным приемом развития интереса может быть прием чтения фрагмента произведения. А к следующему уроку некоторые студенты уже прочитывают произведение, которое не является учебным текстом, а является художественным произведением.
Необходимо отметить и тот факт, что история жизни великих деятелей культуры и искусства так или иначе интересна и зачастую может иметь воспитательное значение. Таким образом, косвенный результат после включения в урок произведений искусства зачастую бывает выше, чем даже предполагалось ранее.
Но в разных учебных группах, на разных отделениях и специальностях, в группах с разным уровнем подготовки и направленности интересов, разные произведения вызывают интерес. Не все студенты с одинаковой степенью внимания и заинтересованности включаются в работу с произведениями. Но как показывает практика, эстетический уровень их становится выше и в последующем, когда они начинают работать в школе, или продолжают обучение дальше, они более свободно включают в свою деятельность произведения искусства, т.к. знают, как это можно сделать и с какой целью можно использовать произведение искусства на уроке, который даже не всегда является дисциплиной эстетического цикла.
Преподаватели, работающие в колледже помнят о том, что приемы и методы, которые они применяют на своих уроках, являются образцом для использования в будущей профессиональной деятельности студентов.
Работа по заявленной проблеме проводилась не один год и можно выделить следующие этапы:
- знакомство с искусствоведческими, философскими и методическими материалами по проблеме;
- эмпирическая проверка возможностей использования произведений искусства на уроках психолого-педагогического цикла;
- создание системы работы по использованию произведений искусства на уроках психолого-педагогического цикла.
Изучение методической литературы по предмету началось давно и необходимо отметить, что информация по проблеме зачастую носит разрозненный характер, каждый человек, работающий в сфере образования подбирает те произведения, которые так или иначе отвечают его внутренним интересам и знаниям, общему духовному настрою, поэтому не всегда то, что рекомендуется другими, может быть использовано в уроке. Не всегда это укладывается в логику урока. Т.к., по мнению В. В.Сухомлинского, учитель к каждому своему уроку готовится всю свою жизнь. В процессе урока логично может прозвучать стихотворение или ссылка на автора, которые при подготовке к уроку не были предусмотрены, или не включены в обязательную часть урока, но опыт и духовный настрой учителя на уроке может дать возможность студентам получить в качестве иллюстрации какого-либо психического явления - произведение искусства или ссылку на него.
Этап эмпирической проверки возможностей использования произведений искусства на уроках психолого-педагогического цикла длился несколько лет и периодически освещался в методических рекомендациях, выступлениях по обмену опытом или в печатных работах. На уроках и во внеклассной деятельности по предмету возможно комплексное использование разных видов и жанров искусства.
На современном этапе оправданным является включение ИКТ в учебный процесс в связи с рассматриваемой темой. Но это особый разговор, требующий освещения некоторых особенностей в организации восприятия и дальнейшей работы с произведениями искусства.
Система работы по использованию произведений искусства в учебном процесс может рассматриваться с разных точек зрения: как совокупность нескольких систем, имеющих общее основание (по видам и жанрам произведений искусства, по этапам учебного процесса, по формам работы, по видам заданий, по степени сложности заданий…). Культура рассматривается с синергетической точки зрения, как сложная система [3,С.747] и следовательно, процесс усвоения культуры каждым отдельным учеником совместно с преподавателем является фактом создания особого типа общности – полисубъекта. «Взрослый, реализуя себя в своей профессиональной деятельности, развивается как субъект и тем самым создает условия, чтобы в совместной с ним деятельности возникала возможность развития субъектов в детях» [2,С.18]. Урок – это совместное творчество учителя и учащихся. И никогда не бывает двух одинаковых учителей и двух одинаковых учащихся.
И после окончания студентами колледжа мы можем им сказать: «Не приходи в уныние при расставаниях. Прощание необходимо для того, чтобы вы смогли встретиться вновь. А новая встреча, спустя мгновение или многие жизни, несомненна для тех, кто является друзьями» [ 1,С.129].
Литература.
1. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон / Избранное. Том 1
2. Вачков Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2003
3. Кармин А. С. Культурология: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2006
4. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001
5. Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000г.) М.: Экопсицентр РОСС.
6. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000г.) М.: Экопсицентр РОСС.
Приложение
Примерная тематика занятий кружка «Психология и искусство»
1.Задачи и план кружка.
2 .Рок и классика (М .Мусоргский; современный рок — по выбору учащихся)
3.А.Градский и Н.Рубцов (вокальная сюита “Звезда полей”)
4.А.Горький «Мать изменника», женщины в произведениях Л.да Винчи и Рафаэля.
5.В.Брюсов, итальянская музыка 16-17 веков.
б. А.П.Чехов, В.Гавррлин и балет «Анюта».
7.Анализ сказки Л.Кэррола”Алиса в стране чудес” с точки зрения логики и психологии.
8.Л.Кэррол и В.Высотский «Алиса в стране чудес» (музыкальная сказка) – время и пространство.
9.К.Булычев (фантастические повести) и вокальный цикл И.Егикова на стихи 0.Мандельштама и И.Бродского.
10. Стихи Н. Заболоцкого, музыка А.Вивальди, портреты Ф.Рокотова, Д.Жилинского.
11. Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком».
12. Синестезии (А.Скрябин симфоническая поэма «Прометей», М. Чюрленис симфоническая поэма «Море», картины М.Чюрлениса, стихи и проза И.Зиедониса).
13. Игра «Счастливый случай».
14. Проблемы общения дошкольников (анализ текстов детской литературы)
15. Защита курсовых работ по проблемам ознакомления дошкольников с произведениями искусства и по проблемам особенностей восприятия детьми произведений искусства.
16. О смысле жизни (П. Вежинов, А.Дольский, Б.Окуджава).
17. Эмоциональное равновесие и музыка в исполнении Ф. Гойи.
18. Ф.Шопен и здоровье человека.
19. «Сама жизнь» (о любви и женщине) – вокальная сюита А.Градского на стихи П. Элюара; П.Элюар и С. Дали.
20. «Юнона» и «Авось» (рок-опера А.Рыбникова и А.Вознесенского).
21. Иконопись и музыка Титова («Всем скорбящим радосте»).
22. И.С. Бах, В. Пекелис (тренинг).
23. Благовещенье (7апреля). Устюжская Богоматерь, музыка Д.Бортнянского.
24. «О начале и конце бытия» (К.И. Чуковский «От двух до пяти», стихи Э.Цветкова и Анатолия Мартынова).
25. Ф.Шопен (концерт №2) и поэзия Р.Фархади.
26. Тайна бытия (П.Вежинов, А. Шнитке «Поток», О.Булошкин «Таинство» - электронная музыка).
27. Н.Рерих учение «Живая Этика», картины Н.Рериха и С.Рериха.
28. Итоговое занятие.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.