- 16.02.2022
- 3962 Просмотра
- Обсудить
Асбестовско-Сухоложский филиал ГБПOУ «Свердловский областной медицинский колледж», г. Сухой Лог, Свердловская область
Аннотация: В настоящее время возрастает роль индивидуального пациентоориентированного подхода на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В связи с этим от медицинской сестры требуется не только высокий профессионализм, но и знание психологии общения. Коммуникативный тренинг является одной из эффективных технологий по развитию коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативный тренинг, психология личности и межличностных отношений, эффективное общение, речевой модуль.
Развитие коммуникативной компетентности у студентов-медиков является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Медицинский работник обязан проявлять выдержку, подавлять чувство брезгливости, мобилизовать свою волю и стремиться совершенствовать свой характер, вырабатывая в себе дружелюбие, терпение, тактичность.
Поэтому важно дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность - это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека».
Коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека.
Несмотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Развитие коммуникативной компетентности предполагает двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм.
Курс психологии призван способствовать расширению профессионального мировоззрения специалиста, формированию устойчивых теоретических знаний по психологии и практических умений, повышению психологической культуры специалиста. На дисциплине Психология студенты изучают основные понятия и закономерности психологии личности и межличностных отношений, коммуникации и взаимодействия, а также техники, приемы и этические нормы эффективного общения в профессиональной и личностной сферах.
Профессиональная коммуникативная компетентность предполагает много путей ее практического развития и совершенствования. Одно из педагогических условий по развитию коммуникативной компетенции студентов - это использование в учебном процессе коммуникативного тренинга.
Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих социально-психологических умений: психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение; поддерживать общение, стимулировать активность партнера; психологически точно определять «точку» завершения общения; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные действия; психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников.
В рамках дисциплины Психология специальность Сестринское дело активно используются тренинговые технологии. На практических занятиях по темам «Общение как социальный феномен», «Психология конфликта», «Агрессия», «Психология профессиональной деятельности» в процессе групповых дискуссий, ролевых игр, студенты учатся учитывать эмоциональные состояния партнеров по общению и эффективно совершать коммуникацию в конфликте.
Тренинг также позволяет развить у студентов не только способность фиксировать, различать и запоминать всю совокупность невербальных сигналов, получаемых от партнеров по общению, но и способность прогнозировать поведение партнеров по общению, предвидеть последствия своих влияний на них. Тренинг дает возможность студентам осознать различия между уверенным и агрессивным поведением партнеров по общению, сформировать навыки самопрезентации собственного уверенного поведения.
Тренинговые занятия по темам «Речевые модули в типичных ситуациях», «Речевые модули в проблемных ситуациях» предполагают разработку обучающимися речевых модулей медицинской сестры при взаимодействии с пациентами и родственниками, отработку навыков установления психологического контакта, навыков аргументации, психологической поддержки, сотрудничества и конструктивного разрешения конфликтов в различных профессиональных ситуациях.
Обучающиеся «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной профессиональной деятельности, при этом игровой характер ситуации освобождает от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. За игрой следует психологический анализ, осуществляемый группой совместно с преподавателем, который усиливает обучающий эффект.
Участвуя в тренинге, обучающийся овладевает следующими умениями:
-анализировать личностные особенности партнера по общению;
-применять вербальные и невербальные средства коммуникации;
-применять техники активного слушания и профилактики конфликтов;
-дифференцировать основные мимические реакции и жесты собеседника, а также вербальные сигналы при организации коммуникационного процесса.
Указанные умения способствуют развитию общих и формированию профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития»;
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
ПК.5.2. Способность и готовность реализовывать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности.
Таким образом, использование тренинговых технологий при проведении практических занятий по дисциплине Психология, способствует созданию условий для развития коммуникативной компетентности будущих медицинских работников.
Список литературы
1. Бурганова Н.Т.Внедрение коммуникативного тренинга в учебный процесс при развитии коммуникативной компетенции студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.- С.29-48.
2. Зотова И.Н.Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества//Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века» - Кисловодск, 2016.- С.24-32.
3. Сидоренко Е.В.Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.:Речь, 2013.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.