Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Март » 16

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «IT–ЛЕТО» на базе «IT-МАСТЕРСКИХ» Промышленно-экономического колледжа

Николаев Александр Александрович
преподаватель Промышленно-экономического колледжа – подразделения ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Россия, Московская область, г. Орехово - Зуево

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «IT–ЛЕТО» на базе «IT-МАСТЕРСКИХ» Промышленно-экономического колледжа, созданных в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Аннотация: представлен опыт внедрения эффективных технологий организации учебной деятельности для формирования профориентационных возможностей и профессиональных компетенций у школьников и студентов среднего профессионального образования с учетом цифровой трансформации образования.

Ключевые слова: технологий организации учебной деятельности, цифровая трансформации образования, практико-ориентированное обучение, формирование критического мышления, игровая технология, технология сотрудничества, применение мастер-классов.


В 2020 году в рамках мероприятия по оснащению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в целях обеспечения соответствия их материально­технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по Лоту № 3 - Информационно-коммуникационные технологии - на базе Промышленно-экономического колледжа «Государственного гуманитарно-технологического университета», созданы 5 мастерских по компетенциям:
• «Программные решения для бизнеса»;
• «Веб-дизайн и разработка»;
• «Сетевое и системное администрирование»;
• «Разработка виртуальной и дополненной реальности»;
• «Разработка мобильных приложений».

Мастерские — это учебный центр с современным компьютерным оборудованием, средствами обучения, принципиально новыми подходами к профессиональной подготовке специалистов IТ-сферы с ориентацией на лучшие мировые и отечественные практики. На базе мастерских осуществляется подготовка специалистов по профессиям, приоритетным для экономики Московской области и Российской Федерации:
• 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
• 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
• 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
• 09.02.07 Информационные системы и программирование

В плане-графике реализации проекта были запланированы следующие мероприятия:

-разработка и реализация образовательных программ среднего профессионального образования;
-разработка и реализация образовательных программ профессионального обучения;
-разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования;
-разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих
-разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ.

Также по программам среднего профессионального образования разработаны программы дисциплин по специальностям, входящим в заявленное направление создания мастерских, предусматривающих проведение демонстрационного экзамена. В целях внедрения современных технологий оценки качества подготовки выпускников по специальностям, входящим в заявленную группу, разработаны 2 программы дисциплин, предусматривающих проведение промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена.

Актуальность темы. В современном мире все большее распространение получают информационные технологии, современных информационных технологий становится все больше. Летний образовательно-интеллектуальный лагерь для школьников «IT-ЛЕТО» поможет сориентировать подрастающее поколение в области применения наиболее востребованных и популярных IT-компетенций. Развитие навыков лидерства и командообразования поможет участникам познакомится с принципами работы в современных IT-компаниях, раскрепоститься, не бояться высказывать свои идеи и защищать свою точку зрения, работа в команде, предприимчивость в принятии решений.
Объект исследования: Досуг школьников в летний период. Интерес к IT-компетенциям в молодежной среде.
Предмет исследования: Образовательная деятельность в IT-мастерских, направленная на организацию досуга школьников в летний период. Развитие IT-компетенций в молодежной среде.

Цель работы: Организация образовательной деятельности IT-мастерских для обеспечения качественных условий самореализации школьников в летний период.

Задачи:
1. Реализация общеобразовательной общеразвивающей программы;
2. Осуществление комплекса мероприятий по поддержке развития обучающихся в области интеллектуальной, цифровой деятельности;
3. Формирование эффективной системы, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию школьников;
4. Развитие IT-кластера в Орехово-Зуевском городском округе.
Методы исследования: наблюдение (эмпирический метод), научно-методический эксперимент.
Результаты работы:
1. Количество участников лагеря – 100 школьников из 6 городских округов Восточного Подмосковья:
• Городской округ Балашиха;
• Городской округ Орехово-Зуево;
• Городской округ Павловский Посад;
• Городской округ Реутов;
• Городской округ Шатура;
• Городской округ Электрогорск
2. Реализованы 5 мастер-классов, в 5 мастерских:
• Мастер-класс «Создатель «Умного дома» в мастерской «Сетевое и системное администрирование»
• Мастер-класс «3D-модельер» в мастерской «Разработка виртуальной и дополненной реальности»
• Мастер-класс «Графический дизайн» в мастерской «Веб-дизайн и разработка»
• Мастер-класс «Разработчик мобильных приложений» в мастерской «Разработка мобильных приложений»
• Мастер-класс «Программист» в мастерской «Программные решения для бизнеса»
3. Задействовано 26 волонтеров, 10 специалистов
4. На переменах проведены мастер-классы по методам скоростного сбора головоломки «Кубика-рубика» с итоговым состязанием между командами участников на скорость сбора головоломки «Кубик-рубика»

Степень внедрения: проект применялся в образовательно-досуговой деятельности школьников 4 – 9 классов.
Значимость работы: на территории городского округа Орехово-Зуево с населением более 230 тысяч человек нет аналогичных инновационных мастерских. На базе мастерских по приоритетной группе компетенций «Информационно-коммуникационные технологии», созданных в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы РФ «Развитие образования» от 21.11.2019 №3/2019 (далее – Мастерские) разработан принципиально новый подход к профессиональной ориентации школьников и подготовке специалистов IT-сферы с ориентацией на лучшие мировые и отечественные практики. Реализация данного проекта позволит расширить знания школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий, попробовать себя в качестве специалиста IT-сферы, сделать правильный выбор будущей профессии

Основная часть
В ходе реализации проекта «Летний образовательно-интеллектуальный лагерь для школьников «IT-ЛЕТО» был реализован досуг школьников Подмосковья в летний период с 01.06.2021 по 16.08.2021 г.

Для реализации проекта «Летний образовательно-интеллектуальный лагерь для школьников «IT-ЛЕТО» 01.06.2021 года создана рабочая группа из лица передовых преподавателей Промышленно-экономического колледжа ГГТУ и Ликино-Дулевского политехнического колледжа-филиала ГГТУ, а также ответственных лиц из числа руководителей образовательных организаций. Таким образом в итоговый состав рабочей группы вошли:
1. Руководитель проекта – зам. директора Промышленно-экономического колледжа ГГТУ Панфилов А.Г.
2. Мастер – преподаватель Промышленно-экономического колледжа ГГТУ Николаев А.А.
3. Мастер – преподаватель Промышленно-экономического колледжа ГГТУ Сафронов Д.А.
4. Мастер – преподаватель Ликино-Дулевского политехнического колледжа-филиала ГГТУ Чистов А.А.
5. Мастер – преподаватель Ликино-Дулевского политехнического колледжа-филиала ГГТУ Гжегожевский С.В.
6. Мастер – преподаватель Ликино-Дулевского политехнического колледжа-филиала ГГТУ Паршин Е.В.
7. Редактор отдела по воспитательной работе и молодежной политике ГГТУ Золотова О.Ю.
8. Педагог-организатор отдела среднего профессионального обучения учебно-методического управления ГГТУ Евтеева С.В.

Было спланировано проведение проекта в три смены по две недели в каждой смене. Согласно ходу реализации проекта, рабочей группой проекта были разработаны программы мастер-классов с использованием профориентационной направленности мастер-классов, а также поддержки развития обучающихся в области интеллектуальной и цифровой деятельности. Результатом проделанной работы было разработано 5 мастер-классов:
1. Мастер-класс «Создатель «Умного дома»;
2. Мастер-класс «3D-модельер»
3. Мастер-класс «Графический дизайнер»
4. Мастер-класс «Разработчик мобильных приложений»
5. Мастер-класс «Программист»

Для достижения эффективных результатов обучения поток лагеря одной смены делился на три группы по 10-12 человек в каждой. В один день у каждой группы в расписание ставился один мастер-класс, общей продолжительностью три академических часа.

В каждой группе смены перед началом мастер-класса создавались две конкурирующих между собой команды. Во время проведения мастер-класса команды выполняют задания под руководством мастера-преподавателя, реализуя один и тот же проект средствами, определенными командой. В конце каждого мастер-класса команды представляют результат выполнения проекта, с защитой его от конкурирующей команды. Перед началом следующего мастер-класса команды в группе формировались заново.

Рабочей группой было составлено расписание мастер-классов, по одному мастер-классу в день для каждой из групп. Таким образом за одну смену участники проекта «Летний образовательно-интеллектуальный лагерь для школьников «IT-ЛЕТО» принимают активное участие в проведении пяти мастер-классов, а также участвуют в интерактивных переменах, устраиваемых волонтерами (студентами старших курсов направления подготовки «Начальная педагогика»).
При проведении мастер-класса «3D-моделирование» учащиеся не только могли разработать свою персональную модель, но и воплотить ее в реальность путем печати на 3D-принтере. Данная напечатанная участником модель становится памятным сувениром от летнего лагеря участнику проекта.

В заключительный день IT-лагеря каждый участник должен был подготовить проект к защите по той мастерской и тому мастер-классу, которым участник был вдохновлен больше всего. В подготовке защитного проекта участнику летнего образовательно-оздоровительного лагеря принимали активное участие мастера-педагоги и педагог-организатор. Заключительным этапом проведения летнего лагеря для участника становится защита персонального проекта по подготовленной им презентации «Как я провел время в IT-ЛЕТО».
Заключение

Проект «Летний образовательно-интеллектуальный лагерь «IT-ЛЕТО» проведен успешно. За время функционирования лагеря обучения прошло сто детей с 6 городских округов Восточного Подмосковья.

Проект «Летний образовательно-интеллектуальный лагерь «IT-ЛЕТО» получил хвалебные отзывы от участников проекта, а также их родителей. За время обучения в лагере учениками получены представления о каждом из IT-направления мастерских.

Большинство участников высказало желание продолжать знакомство с IT-направлениями мастерских самостоятельно после завершения проекта.

Большой энтузиазм вызвали у участников проекта предстоящие курсы для школьников на базе мастерских.

Литература:
1. Боровский А. C++ и Pascal в Kylix 3. Разработка интернет-приложений и СУБД; БХВ-Петербург - М., 2018.
2. Вейл Э. HTML5. Разработка приложений для мобильных устройств; Питер - М., 2019.
3. Гарнаев А, Рудикова Л. Microsoft Office Excel 2010. Разработка приложений (+ CD-ROM); БХВ-Петербург - М., 2020.
4. Дронов.В.-.HTML.5.CSS.3.и.Web 2.0.Разработка.современных.Web-сайтов.
5. Златопольский, Д. М. Занимательная информатика [Текст] / под ред. Д. Ю. Усенков, худ. Н. Новак. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 424с. - ISBN: 978-5-9963-0052-5.
6. Майер А. - "CSS. Карманный справочник", Вильямс, 2017, 288 стр. (ориг. название: "CSS Pocket Reference", O'Reilly).
7. Муссиано, Ч. Б Кеннеди — HTML & XHTML. Подробное руководство.
8. Скрылина, С. Путешествие в страну компьютерной графики [Текст] / под ред. Е. Кондукова, худ. М. В. Дамбиева. – Спб.: BHV, 2019. – 128с. - ISBN: 978-5-9775-0838-4.
9. Хеник Б. — HTML и CSS Путь к совершенству.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar