- 25.09.2022
- 3273 Просмотра
- Обсудить
Евграфова Лариса Эдуардовна
преподаватели
ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж»
г. Архангельск, Архангельская область
Аннотация: В статье охарактеризованы этапы проведения интегрированного занятия. Показано, что такого рода занятия позволяют повысить мотивацию студентов колледжа, сформировать интерес к профессии медицинского работника.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, средства, методы, познавательная активность обучающихся.
Изменения в современной медицине выдвигают новые требования к личностно-профессиональным качествам специалиста в области медицины.
В деятельности фельдшеров, работающих в образовательных учреждениях и медицинских организациях, важное место занимает не только своевременная диагностика заболевания, выбор правильной тактики ведения пациента, а также неспецифическая и специфическая профилактика инфекционных заболеваний. В работе также важны как санитарно-гигиеническое воспитание населения по профилактике распространения инфекционных заболеваний, так и своевременное проведение в очаге противоэпидемических мероприятий.
Помимо профессиональных компетенций, медицинский работник должен обладать ещё и общекультурной компетенцией, которая предполагает наличие у него способности совершенствовать и развивать свой культурный уровень, используя иностранный язык. В современном мире нельзя обойтись без знаний иностранного языка, и молодежь сейчас это осознает.
Суть лингвообразовательного процесса в медицинском колледже состоит в интеграции целей изучения предметов по специальности и целей преподавания иностранного языка. Иностранный язык выступает как средство образования, воспитания и формирования будущих специалистов в профессиональной деятельности. Приобретенные знания, умения и навыки должны обеспечить будущему специалисту возможность осуществлять непосредственное общение, использовать в своей работе литературу на иностранном языке, извлекать из нее информацию, делать реферативные переводы текстов на русский язык. Изучение иностранного языка совершенствует память, расширяет кругозор, формирует коммуникативные умения у обучающихся, поэтому каждое занятие должно быть нестандартным, иметь элементы личностно-ориентированных заданий, а именно коммуникационно - информационные и здоровьесберегающие технологии. Современные методы обучения изучения немецкому языку помогают воплотить их в жизнь, одним из этих методов является проектная методика. Она позволяет систематизировать знания и умения, анализировать дополнительную информацию, помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Выбранная тема «Детские инфекционные заболевания» вызывает интерес на профессионально значимом материале по сохранению и укреплению здоровья, формированию у них ответственного отношения к собственному образу жизни.
При планировании и разработке занятия мы исходили из необходимости формирования у будущих медицинских работников следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования: *ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. *ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. *ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. *ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. *ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. *ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья для достижения жизненных и профессиональных целей. *ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп. *ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента. *ПК 4.5. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных групп населения. *ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке. *ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения. *ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.
Занятие включало 4 этапа.
Первый этап занятия - организационно - мотивационный. На этом этапе мы проверили готовность обучающихся к занятию, поставили цели, как на все занятие, так и на его отдельные этапы, определили значимость изучаемого материала в рамках дисциплин, представленных на занятии.
Второй этап - актуализация опорных знаний, который включал в себя проектную методику.
В основе проекта лежит какая-либо профессиональная проблема. Что бы ее решить, обучающимся требуется не только знание языка, но умение работать со специальной информацией, анализировать, делать обобщения, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично её излагать.
Проект, предложенный обучающимся, имел следующие цели:
- формирование познавательной самостоятельности обучающихся посредством метода проекта;
- развитие информационной компетентности;
- развитие мотивации к изучению немецкого языка;
- систематизация знаний по теме « Детские инфекционные заболевания».
Ход работы над проектом включал четыре основных аспекта:
1) выбор темы, определение проблем и задач исследования.
Мы распределили обучающихся III курса отделения «Лечебное дело», которые изучают немецкий язык, на две подгруппы.
Задачи:
- подготовить сообщение о наиболее часто встречающихся детских инфекционных заболеваниях в Германии с мультимедийной презентацией;
- подготовить сообщение о наиболее часто встречающихся детских инфекционных заболеваниях в России с мультимедийной презентацией.
Такой вид работы интересен в плане межкультурного обучения, имеется возможность сравнивать и анализировать «своё» и «чужое».
2) выполнение задач проекта:
- творческая внеаудиторная работа;
- поиск необходимой информации из различных источников.
3) анализ и систематизация проделанной работы (контроль преподавателя).
4) оформление результатов работы, которые были представлены на занятии в виде сообщений и мультимедийных презентаций.
На третьем - рефлексивно-оценочном этапе использовались игровые технологии.
Они развивают у обучающихся организаторские способности, раскрывают творческие возможности, воспитывают самодисциплину, что необходимо для будущих медицинских работников. Ролевая игра была представлена на занятии, где обучающиеся с удовольствием разыграли сценку на немецком языке, как фельдшер приходит на вызов к заболевшему корью ребенку и организует профилактические мероприятия по отношению к контактным лицам.
Кроме того мы использовали на этом этапе решение кроссворда. Кроссворд-это хорошая разминка для лучшего запоминания основных понятий и терминов. Обучающимся было предложено 10 слов по вертикали и 10 слов по горизонтали по теме занятия на немецком языке. Вопросы были сформированы чётко и кратко, степень сложности соответствовала рамкам программы.
Игровые формы создали эмоциональный подъем и облегчили преодоление трудностей в усвоении материала.
На 4 этапе занятия - закрепление материала – мы использовали информационно-коммуникативную технологию. Обучающимся было предложено компьютерное тестирование на немецком языке по данной теме. Это способствовало быстрой и объективной оценке знаний. Материал включал в себя обобщение материала по детским инфекционным заболеваниям.
5 этап – подведение итогов занятия. Оценивание и оформление результатов деятельности обучающихся.
Итак, все этапы занятия содействовали реализации поставленных в начале занятия задач: образовательная - систематизировать материала по теме;
- развивающие - развить коммуникативные умения в сфере профессиональных знаний, умения логически мыслить, делать выводы, привить интерес к информационным технологиям;
- воспитательная - формировать профессионально-личностные качества обучающихся и повысить интерес к изучению немецкого языка и к будущей профессии.
В заключение необходимо сказать, что интегрированные занятия развивают сотрудничество педагогов, интегрируют знания из разных областей, служат средством повышения мотивации к изучению разных дисциплин и профессиональных модулей, создают условия для практического применения знаний, обладают огромным воспитательным потенциалом.
Список литературы
1. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
2. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2010. - 188 с.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.