Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Январь » 31

Технологии дистанционного обучения при изучении экономических дисциплин

Артамонова Ирина Александровна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж – филиал ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Ликино-Дулево, Московская область

Аннотация: В статье раскрываются основные черты технологии дистанционного обучения и причины медленного внедрения в образовательный процесс, что связано с несовершенством нормативно-правовой базы, недофинансированием, недостаточной подготовкой преподавателей дистанционного обучения, с отсутствием защиты авторских прав и идентификации обучающихся. С целью ликвидации вскрытых противоречий рассматриваются наиболее актуальные формы, методы и средства , необходимые для практического применения в учебном процессе технологии дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, методы, формы, средства дистанционного обучения, условия реализации технологии дистанционного обучения.


Технология дистанционного обучения рассматривается как элемент системы непрерывного образования и как модель интеграции заочной и очной форм обучения, которая по сравнению с традиционным обучением имеет ряд преимуществ [1; 3–4; 8]:
1) массовость и относительная дешевизна получения знаний; 2) параллельное с профессиональной деятельностью обучение без отрыва от производства;
3) повышение творческого и интеллектуального потенциала студента за счет самоорганизации учебной деятельности.
В теории вопрос о дистанционном обучении достаточно хорошо представлен [1; 3– 4; 8], однако дистанционное обучение не имеет эффективного практического применения. Это обусловлено несколькими причинами:
1) неготовность участников образовательного процесса к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса;
2) образовательные учреждения не задумываются над эффективностью проектирования учебного процесса, методическим и технологическим его обеспечением, подготовкой педагогических кадров, а лишь ограничиваются оцифровкой готовых традиционных лекций и введением автоматизированной системы тестирования;
3) не учитываются педагогические условия эффективного внедрения технологии дистанционного обучения в образовательный процесс.

Для решения вышеизложенных противоречий требуется пересмотреть сложившиеся представления о технологии дистанционном обучении и определить необходимые условия для ее применения в образовательных учреждениях.

Анализ отечественных и зарубежных научных источников показывает, что ученые, в основном, единодушны в определении основных черт технологии дистанционного обучения. К ним относят [5 ;9]:
1. Гибкость: обучающиеся в системе дистанционного обучения, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в индивидуальном темпе.
2. Модульность: в основу программ дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление по определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Учебная программа направлена на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Параллельность: обучение может проводиться с одновременным осуществлением профессиональной деятельности или учебой в другом учебном заведении.
4. Асинхронность: процесс обучения, осуществляемый с использованием дистанционных технологий, протекает по удобному для обучающего и обучаемого расписанию или графику.
5. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50 % дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60 % от затрат на подготовку специалиста по дневной форме.
6. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как совершенствование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает обмен сообщениями путем взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети, которыми должен владеть преподаватель и студент.
7. Специализированный контроль качества обучения: в качестве форм контроля в дистанционном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые, проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие экзамены. Для осуществления контроля в системе дистанционного обучения должна быть создана единая система государственного тестирования.
8. Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения – это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучаемыми в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива занятий. Технология обучения строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Материал, предлагаемый к освоению, аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами.

9. Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного обучения являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они предназначены для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными материалами; обратной связью между преподавателем и студентами; выходом в международные сети; включением в систему дистанционного обучения зарубежных пользователей.

По мнению российских ученых А. А. Андреева, Ю. П. Господарик, Е. С. Полат и др. [1; 5; ], внедрение технологии дистанционного обучения в России идет чрезвычайно медленно, существенно отставая от развитых стран. Это связано с несколькими проблемами. Обозначим некоторые из них.
1. Создание нормативно-правовой основы. В настоящий момент нормативноправовые вопросы дистанционного обучения разрешаются лишь в рамках локальных нормативных актов, регламентирующих процесс внедрения и использования дистанционных технологий обучения в образовательном процессе. Как пути решения, так и форма документа (положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) – пока, к сожалению, индивидуальны для каждого образовательного учреждения.
2. Финансирование Решение данной проблемы требует значительных финансовых затрат. В мировой практике давно уже существует и достаточно успешно используется кооперирование образовательных учреждений в совместной разработке курсов дистанционного обучения, создании электронных учебников, баз данных, проведении совместных онлайновых форумов, конференций и т.д.
3. Подготовка преподавателей дистанционного обучения Для создания качественного учебнометодического обеспечения дистанционного обучения необходимы совместные усилия специалиста-предметника, методиста, знакомого с Интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с психологическими и педагогическими теориями, современными педагогическими технологиями, и программиста, специалиста в области новых информационных технологий.
. 4. Защита авторских прав Информация, которая касается авторства в науке и образовании, относится к интеллектуальной собственности. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения закрыты, т.е. показаны только демонстрационные версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве
5. Идентификация обучающегося. Сегодня преподаватель и студент находятся по разные стороны сети Интернет и часто оказывается, что сложно определить автора выполненной работы. Необходим пароль-идентификатор для каждого студента, находящегося в системе дистанционного обучения. Это позволит повысить качество дистанционного обучения и сформировать его в соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения.

Важным признаком технологии дистанционного обучения является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов [6; ]. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, обозначим основные методы технологии дистанционного обучения.
1. Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого с преподавателем .
2. Метод индивидуализированного преподавания и обучения .
3. Метод изложения учебного материала преподавателем ..
4. Метод активного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса
5. Метод проектов.
6. Метод проблемного обучения
7. Исследовательский метод обучения

В Ликино-Дулевском политехническом колледже образовательный процесс с использованием дистанционного обучения осуществляется по очной и заочной формам получения образования. Образовательные программы среднего профессионального образования реализуются с использованием в частичном объеме технологии дистанционного обучения. Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы и аудиозаписи, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. . В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения: виртуальная обучающая среда MOODL . Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств.

Учет результатов учебного процесса ведётся в электронном виде на сайте «Школьный портал Подмосковья». Это позволяет на практике реализовать дистанционное обучение, которое весьма актуально в настоящее время и считается инновационным.

Основными методами дистанционного обучения экономическим дисциплинам являются следующие :
1.Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого с преподавателем Для осуществления этого метода преподавателями создаются или подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, учебники, учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям.
2. Метод изложения учебного материала преподавателем .Использование данного метода целесообразно, когда обучаемые примерно одинаково подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Традиционные лекции дополняются электронными лекциями, распространяемыми по компьютерным сетям с помощью электронных досок объявлений. Электронная лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, подготавливающих обучаемых к предстоящим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов с выступлением авторитетных ученых.
3. Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, который позволяет обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Основными средствами технологии дистанционного обучения являются: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, дидактические материалы на основе информационных систем.

Для более качественного восприятия экономических дисциплин в колледже активно используется виртуальная обучающая среда целесообразно использовать на занятиях виртуальную обучающую среду Moodle .

Как система взаимодействия между преподавателем и студентами , Moodle решает следующие задачи:
создание и управление дистанционным курсом;
• управление пользователями внутри курса;
• дифференцированный доступ для участников образовательного портала;
• отслеживание выполнения учебных элементов – как учителем, так и учениками;
• публикация учебных материалов различного формата: графики, тексты, аудио, видео.

Moodle отличается гибкой схемой наполнения. В нее можно загружать простые схемы вроде файлов и папок или более сложные: разделы Wiki, глоссарии (могут заполнять ученики), задания, различные формы тестирования.
В условиях пандемии вируса Covid19 , использование технологий дистанционного обучения в Ликино-Дулевском политехническом колледже упрощает студентам доступ к обучению, а также делает его более персонифицированным, что объясняет рост популярности дистанционного обучения среди студентов.

Методы, формы, средства дистанционного обучения можно успешно реализовать в учебном процессе, если соблюдать технологические условия, при которых они будет эффективным.

Современные средства телекоммуникаций позволяют разнообразить формы дистанционного обучения, которые направлены на развитие когнитивных и креативных способностей обучающихся, а в целом, – на формирование компетенций обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Вержбицкий К. Г. Дистанционное образование в России за рубежом: информационноаналитический аспект. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – 78 с.
3. Волков И. П. Педагогический поиск перспективы. – М.: Педагогика, 2005. – 67с.
4. Господарик Ю. П. Дистанционное обучение и средняя школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/00/5_00/go.html (дата обращения: 20.03.2013).
5. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Дистанционное обучение; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 192 с.
6. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие / под общ. ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
7. Попова Н. Е., Лобут А. А. Теория и методика обучения экономике: учеб. пособие для студентов вузов. – Екатеринбург, 2008. – 297 с.
8. Попова Н.Е., Чикова О.А. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 17–26.
9. Смолеусова Т. В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 6. – С. 5–10.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar