- 01.12.2022
- 3001 Просмотр
- Обсудить
Тарасова Ирина Расулевна
преподаватель
ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж
г. Мелеуз, Республика Башкортостан
Аннотация: в статье освещен опыт системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж
Ключевые слова: профориентация, карьерное сопровождение, адаптация, трудоустройство.
На этапе профессионального обучения особо важным моментом является мотивирование обучающих на будущую карьеру. Успешность карьеры выпускника обеспечивается эффективным осуществлением начального этапа профессионализации, которая объединяет такие компоненты как профотбор, профориентирование, профконсультирование, профадаптацию.
Професионализация в образовательной организации начинается на этапе приема документов при поступлении: проведение собеседования секретарем приёмной комиссии, консультирование родителей и абитуриентов по выбору специальности, выявление наклонностей, интересов, психологических особенностей, так как будущий менеджер должен обладать определенным набором психологических характеристик: коммуникабельностью, способностью принимать решения, быть экстравертом в силу специфики будущей профессиональной деятельности.
На базе ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж разработана и применяется программа по адаптации, сопровождению и построению карьерной траектории обучающихся.
Программа предназначена для адаптации, сопровождения и построения карьерной траектории от обучающего до молодого специалиста, содержащая маршрутные листы для каждого курса обучения (1-4 курс).
Программой предусмотрена дифференциация подходов к углублению процесса профессионального воспитания в зависимости от года обучения (курса). В нее включены викторины, конкурсы, олимпиады, экскурсии, тренинги, конференции, круглые столы, презентации, встречи с практическими работниками. Программа адаптирована к учебному плану подготовки специалистов среднего звена.
Цель программы: максимально полное раскрытие потенциала личности обучающегося, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся
В первый год обучения предусмотрена диагностика профессиональной ориентации студентов с проведением тестирования, собеседований для определения осознанности выбора профессии. Она также определяет готовность к освоению в основном общих компетенций: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; способность работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с сокурсниками, преподавателями; логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
Для студентов первого курса проводятся мероприятия профессиональной направленности: классные часы «Моя профессия – мой выбор», «Наша дорога в завтра», ознакомительные экскурсии на базовые предприятия города «Навстречу к профессии», мастер-класс «Финансовая грамотность», проводиться адаптационный тренинг и тест-прогноз «Узнай свою сферу деятельности», курсы «Современные информационные технологии для пользователей ПК» и «Графический дизайн. Старт в профессию».
На втором курсе конкурсы и викторины ориентированы на демонстрацию успехов в освоении профессиональных компетенций: конкурс профессионального мастерства «Шаг в профессию», экскурсии на базовые предприятия в рамках учебной практики по профилю специальности, организовываются встречи с успешными выпускниками, работодателями и представителями работодателей в виде кругло стола «Секреты моей профессии», с преподавателем-наставником выстраивается индивидуальный план развития обучающегося, информационный навигатор «Формула успеха: Хочу, могу, надо».
На третьем курсе студенты вовлекаются в активную исследовательскую и проектную деятельность. Например, проходит мастер-класс «Первые шаги в бизнес», научно-практическая конференция «Шаг в науку», конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». Интерес студентов вызывают тренинги «Современная этика делового общения», «Составление резюме». Для углубления и закрепления знаний в процессе освоения профессиональных модулей обучающиеся проходят производственную практику по профилю специальности и классные часы «Куда пойти работать?». Для студентов планирующих продолжить обучение в ВУЗе проводиться презентация учебных заведений «Куда пойти учиться?»
На последнем курсе студент достаточно мотивирован, настроен на определенную карьерную траекторию, может демонстрировать освоение профессиональных компетенций для этого реализуется проект-наставничество «Педагог-студент». Данный проект направлен на оказание профессиональной и социальной поддержки, связанной с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций между наставником и выпускником. Для выпускников предоставляется широкий спектр курсов дополнительного образования по программам профессионального обучения, курсам повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Также продолжаются встречи с успешными выпускниками, работодателями и представителями работодателей «Мастерство в твоих руках», проводятся семинары и тренинги «Права молодежи в трудовых отношениях», «Секреты трудоустройства», участвуют в Ярмарке вакансий по г. Мелеуз и Мелеузовскому району «Карьерный старт» и в республиканской акции «Труд всем…».
Студенты, определившиеся с местом трудоустройства и намечающие определенную карьерную траекторию, обучаются по индивидуальным маршрутам.
В заключении следует подчеркнуть, что профессионализация на этапе профессионального обучения способствует успешной адаптации выпускников к профессиональной деятельности и их карьерному росту.
Список источников:
- http://проф-обр.рф/blog/2017-01-17-963
- http://abc.vvsu.ru/books/karjera_molodogo_spetsialista_upp/page0006.asp
- http://abc.vvsu.ru/Books/up_shkola_karjer/page0001.asp