- 20.09.2021
- 3705 Просмотров
- Обсудить
Разгулина Марина Сергеевна,
мастер производственного обучения
СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»
Аннотация: в статье проведен анализ работы с детьми-сиротами на примере Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж метрополитена». Пути взаимодействия специальных учреждений для детей-сирот, опекунов, учебных заведений и предприятий для социально-профессиональной адаптации подростков. Проведено сравнение социально-профессиональной адаптации ребенка, живущего с опекуном и ребенка, воспитывающегося в детском доме.
Ключевые слова: адаптация, наставничество, мнение, практика, психология, профессиональная ориентация, склонности, развивать, социальный, индивидуальный.
Современное общество многолико и многогранно. Каждый представитель современности имеет свое, иногда противоречащее большинству, мнение. В настоящее время имеет место быть разнообразие мнений в вопросах, касающихся адаптации детей-сирот в профессиональной и социальной сфере. Проблем очень много. Они и сегодня актуальны. И мы, работники педагогической сферы, как никто другой об этом знаем. Извечный вопрос – «Что делать?»
Уже не один год наша образовательная организация работает с детьми из специализированных детских домов.
на протяжении долгих наблюдений мы предлагаем свою практику социально-профессиональной адаптации сирот.
1. Психологам сиротских учреждений нужно заранее продумывать ряд мероприятий по профориентированности воспитанников. Например, в обычной семье социума родители с самого рождения наблюдают за склонностями своего ребенка. Ребенок, наблюдая за папой и мамой, бабушкой и дедушкой, другими родственниками так или иначе определяется с приоритетами своей профессиональной ориентации (в семье спортсменов – с большой долей вероятности вырастит спортсмен, в семье гуманитариев – гуманитарий, в семье рабочих – человек труда и т.п.). А как обстоят дела в специализированных учреждениях? Никак. Нет примера труда. Вот тут должны помочь психологи. Через тестирование по социальной направленности, различные методики, опросники, социально-ролевые и ситуативные игры выявлять склонность маленького человека к той или иной сфере.
2. Воспитателям нужно поддерживать и развивать эти склонности через индивидуальные беседы. Почаще спрашивать «Что интересно», наблюдать «Чем увлекается» (например – ребенка, склонного к спорту нужно ориентировать к поступлению в учебные заведения, специализирующиеся на данный вид социальной сферы. Ребенка, который любит лепить или что-то делать своими руками – ориентировать на профессиональные учреждения. Ребенка, который любит читать, мечтать, сочинять – ориентировать на учебные заведения гуманитарной направленности).
3. Допустим, что воспитатели, выявив наклонности ребенка, правильно его сориентировали, и ребенок поступил в «правильное» учебное заведение, возникает вопрос: «Что же дальше?». А дальше над таким ребенком берут наставничество мастера производственного обучения и, направляя, развивают первоначальные профессиональные умения и навыки. На данном этапе важна совместная работа профессионального учебного заведения и сиротского учреждения.
4. Получив начальные профессиональные умения и навыки, важно их закрепить на производственной практике. И здесь большую роль играет коллектив предприятия, где будет проходить практика. Мастеру производственного обучения нужно скрупулезно подобрать такой коллектив. Ведь как встретят работники предприятия юношу, как сложатся их отношения – так юноша будет отдавать себя профессии и набираться опыта.
5. Еще важно, чтобы предприятие назначило более опытного не только в профессиональной сфере человека, но и имеющего большой положительный жизненный опыт.
6. Далее важным аспектом является определение воспитанника на рабочие вакансии (на вакансии определяются те воспитанники, которые показали хорошие результаты в овладении профессией).
7. Естественно, сиротские учреждения должны оказать содействие в приобретении жилых помещений своим воспитанникам.
Я хочу поделиться своим опытом работы с ребенком из сиротского учреждения.
В период с сентября 2019 года по сегодняшний день я имею возможность сравнить результаты проживания сирот в семье и детском доме на примере двух обучающихся. Девочка, родители которой были лишены родительских прав, проживает с бабушкой; а мальчик, у которого также родители лишены права воспитывать ребенка – в детском доме.
В первом случае ребенок имеет возможность получать свой уникальный опыт взаимодействия с миром, так как бабушка уделяет девочке достаточно внимания: контролирует ее, интересуется проблемами и успехами, помогает, поддерживает постоянную связь с учебным заведением, наблюдает и изучает особенности ее характера, что дает возможность социально адаптироваться обучающейся без сильного ущерба для психики.
Во втором же – мальчик живет в детском доме и, в силу большого количества подопечных у воспитателей, не всегда есть возможность вовремя заметить особенности характера и их изменения в период взросления. Здесь же негативное влияние могут оказывать сверстники, агрессивно настроенные и склонные к тунеядству.
Другими словами, они смотрят на мир по-разному в силу своего уникального опыта. И именного этого уникального опыта и лишен второй обучающийся. Мир в его глазах представляется осколочным с отсутствием опыта, свойственного нашему восприятию. Поэтому и социальная адаптация проходит не так гладко, как хотелось бы.
Под социальной адаптацией мы понимаем вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в результате которого ребенок овладевает социальными правилами, ценностями и нормами. Есть два варианта адаптации: пассивная и активная. Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок рос и воспитывался в семье, в окружении любящих и понимающих людей. Именно эта атмосфера дает ему чувство защищенности, учит уважению и доверию к взрослым, сотрудничеству, взаимной поддержке, заботе и ответственности. Не имеющий опыта семейной жизни ребенок неизбежно деформируется не только в индивидуальном, личностном, но и в социальном плане.
Во втором случае процесс успешной социальной адаптации тормозит недополученное внимание и участие, что проявляется возникновением мыслей и попытками уйти из детского дома, отказом от обучения и освоения профессии.
Хочется отметить, что, несмотря на позитивные изменения детских домов, проблема формирования личности ребенка в условиях специализированного учреждения остается по-прежнему актуальной. К сожалению, система воспитания детей в детских домах не всегда может подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, и подростки после выхода, могут испытывать трудности в адаптации к окружающему миру. Выходом из данной сложившейся ситуации может быть организация стимуляции роста количества «Семейных детских домов».
Библиографический список:
1. Рожков М. И., Сапожникова Т. Н. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот. Учебно-методическое пособие. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2014 — 240 с.
2. http://cyberleninka.ru/article/n/
3. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/
4. http://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.