Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Апрель » 3

Образовательная среда и адаптация обучающихся первого курса в учреждениях среднего профессионального образования

Кондратьева Светлана Геннадьевна, преподаватель
ГПОУ «Кузбасский многопрофильный техникум», г. Белово, Кемеровская область

Аннотация: трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся 1 курса СПО, и их причины.
Ключевые слова: обучающиеся, адаптация, поведение, личность.


Студенческая жизнь начинается с первого курса. И поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учёбе в образовательном учреждении СПО – залог дальнейшего развития каждого обучающегося как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.

В психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования, и не случайно: дезадаптация обучающихся может приводить не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития, к различным формам девиантного поведения. В различной литературе авторы выявляют, что степень адаптации первокурсника определяют следующие факторы: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Возникает вопрос: какие факторы в большей степени влияют на адаптацию обучающегося?

Актуальность адаптации и его социальная значимость обусловлена тем, что в современных условиях России, когда изменились ориентации и парадигмы среднего профессионального образования, когда выпускникам предстоит работать в быстро и резко изменяющихся условиях, на первый план выступает развитие у обучающегося способности к адаптации как одного из ведущих качеств личности.
Как показал анализ литературы, отсутствие единой теории в отечественной педагогике и психологии объясняет неоднозначность определения сущности адаптационного процесса в общем, и адаптации к профессиональной деятельности в частности.

В данной статье адаптация рассматривается как процесс приспособления личности или социальной группы к новым условиям существования.

На данный момент существует достаточно много работ по адаптации обучающихся первого курса в различных учреждениях. Авторы указывают на конкретные проблемы первокурсников, но, как показали исследования данных работ, каждый автор выявляет определённые проблемы, зачастую отличные от проблем, выявленных другими авторами. То есть, были выявлены следующие проблемы, возникающие, у обучающихся первого курса: медико-социальные (увеличенная нагрузка), социальные (как адаптация в студенческом коллективе); сложность восприятия информации; ценностная ориентация на профессию, мотивация к обучению и другие.

Заметен тот факт, что вне зависимости от выбранного направления, у большинства обучающихся первого курса возникают адаптационные проблемы. Выявлены причины, влияющие на адаптацию. Некоторая часть причин является общей для всех учреждений, например, общеобразовательный уровень. И в большинстве работ делается акцент на профессиональную адаптацию. Ведь почувствовать себя обучающимся для большинства не оказалось проблемой. Многие начинают себя чувствовать частью такого сообщества, как «студенчество» ещё в момент зачисления. Но почувствовать себя обучающимся конкретного учреждения, почувствовать себя частью данного конкретного небольшого общества - более трудный процесс. Для этого недостаточно ощущать себя, так сказать, «уже не школьником, а вполне взрослым человеком», для этого требуется приобретение специфических коммуникативных навыков.

Конечно, наиболее эффективным способом решения адаптационных проблем первокурсников будет введение связи «школа – учреждения СПО». Школьники, в первую очередь, должны иметь информацию о требованиях учебного заведения, в который они планируют поступать. Также им необходимо знать, где востребована данная профессия, каковы их дальнейшие перспективы.

Фундамент, на котором строится обучение в учреждениях СПО, закладывается еще в школе. Поэтому, от того, какими знаниями и умениями наделила школа своих выпускников, напрямую зависят дальнейшие успехи.

Большая учебная нагрузка оказывает влияние на адаптационный процесс в первую очередь потому, что за годы обучения в школе отработан механизм работы организма в определённых условиях, в определённом ритме. Но при поступлении в учреждения СПО этот механизм начинает сбиваться. Плюс к этому, физически для молодого организма тяжело находиться долгое время в одном положении. Проблема большой учебной нагрузки обычно решается привыканием. Резкое уменьшение нагрузки невозможно в силу достаточно сложной корректировки учебного процесса. И если уменьшить нагрузку, обучающиеся не получат некоторую часть знаний по предметам, либо количество лет обучения будет увеличено. Но некоторым выходом из данной ситуации может послужить постепенное увеличение нагрузки, тогда организм будет постепенно привыкать, а не испытывать стресс от резкого изменения.
Вообще, основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями среднего профессионального образования (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей, появляющихся у обучающихся на первом курсе, и определение путей их преодоления позволит повысить активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления обучающихся на первом курсе, сохранить знания, полученные в школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду.

Список литературы
1. Глинкина О.В. Реализация модели социально-профессиональной адаптации учащихся к условиям обучения в средних специальных учебных заведениях. Автореф. дисс.канд. пед. наук. – М., 2013.
2. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015.
3. Огородник С. И., Масолова М. И. Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 649-651.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2011.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar