Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Ноябрь » 5

Формирование правовых знаний обучающихся учреждений СПО при изучении учебной дисциплины «Обществознание»

Самусенко Игорь Михайлович, преподаватель
ГБ ПОУ «Армавирский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Краснодарского края , г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: В статье рассматривается формирование правовой культуры обучающихся как процесс приобщения их к социально-правовой среде, усвоения ими правовых ценностей. Определяются основные компоненты правовой культуры молодежи, подлежащие формированию. Показывается многообразие правового обучения в рамках реализации учебной дисциплины «Обществознание».

Ключевые слова: обучение, правовые знания, правовая культура, обучающиеся


В системе современного российского профессионального образования происходят масштабные изменения, детерминированные потребностью создания новых образовательных парадигм, отвечающих актуальным тенденциям развития общества. Укрепление основ демократии, развитие гражданского общества и создание правового государства невозможны без развития правосознания и формирования правовой культуры современной российской молодежи. Учреждения профессионального образования, в том числе, техникумы и колледжи, должны в связи с этим обеспечить подготовку не только профессионалов, но и активных граждан, имеющих представления о своих правах и обязанностях, умеющих их отстаивать и реализовывать. Только правовая личность способна использовать право, формальную правовую свободу, реализует свою активность, права контроля и самозащиты от правового и политического неравенства, нарушения прав и свобод человека. [7, с. 13-16] Этим объясняется необходимость изучения блока правовых знаний в рамках учебной дисциплины «Обществознание».

При оценке места и роли правового образования и воспитания на современном этапе общественного развития предлагается исходить из потребностей личности в получении знаний в области права, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан, из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования. [3, с. 21-41]

Сегодня профессиональное образование активно осуществляет переход к компетентностной модели образования. При формировании правовых знаний необходимость применения компетентностного подхода ощущается наиболее остро, так как право представляет собой один из самых динамичных регуляторов общественных отношений. В связи с изменением тех или иных нормативных правовых актов ранее освоенная информация не только утрачивает актуальность, но может стать принципиально неверной. Один из основоположников гуманистической педагогики Мишель Монтень ещё в XVI веке писал: «Ничто в нашей жизни не подвергнуто столь многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую задачу». [5, с. 25].

Важно иметь в виду, что формирование правовой культуры не ставит целью простое усвоение определенного объема знаний. Современные исследователи выделяют несколько ключевых компонентов правовой компетентности. На пример, С. Г. Иванова выделяет 3 таких компонента: когнитивный, оценочный и волевой. [2, с. 58-59] О. А. Лукаш называет 4 компонента правовой компетентности: когнитивный, мотивационный, деятельностный, личностный. [4, с. 50] Сущность этих компонентов, в конечном счете, сводится к формированию правовых знаний, адекватного отношения к деятельности, нравственным ориентирам и качествам личности. Обращает на себя внимание тот факт, что формирование этих компонентов должно носить системный характер.

Основная задача изучения правовых знаний в рамках учебной дисциплины «Обществознание» - сформировать у студентов базовые представления о праве, развитие умения пользоваться юридической терминологией, работать с нормативно-правовыми актами, которые в дальнейшем будут иметь отношение к их профессиональной деятельности. Изучение таких тем, как: источники права, основные отрасли права, права человека, позволяет сформировать у студентов представления об основных единицах российского законодательства и их структуре.

К моменту изучения раздела правовых знаний студенты уже успевают познакомится с общим понятием о праве и различными видами социальных норм. Важно подвести студентов к мысли о том, что такому сложному явлению как право сложно дать исчерпывающее определение. Один из ведущих современных российских правоведов В. С. Нерсесянц при анализе различных подходов к анализу права применил следующую формулировку: «многообразие определений и единство понятия». [6, с. 38] Тот факт, что учебная дисциплина «Обществознание» носит интегративный характер, позволяет рассматривать ее междисциплинарность как еще одну уникальную возможность в развитии нравственно-правовой культуры.

Работа в рамках реализации учебной дисциплины с основным законом государства – Конституцией РФ и ее положениями способствует приобретению представлений о ключевых социально-политических аспектах современного государства. Особое внимание здесь уделяется вопросу федеративного устройства государства, который относится к области государственного и административного права.

Ознакомление студентов с положениями гражданского права позволит им ориентироваться в проблемных ситуациях, в которых они гипотетически могут оказаться в своей жизни.

В процессе изучения материала, относящегося к трудовому праву, важно осветить целый ряд вопросов: в какую службу необходимо обратиться для трудоустройства, порядок устройства на работу, продолжительность рабочего времени и отпуска, правильное заключение трудового договора и другие вопросы.

Особое место в преподавании учебной дисциплины занимает изучение уголовного права.
Студенты техникумов и колледжей – это старшие подростки, юноши и девушки, уже имеющие определённый жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений. Причем, опыт как положительный, так и отрицательный. Социологические исследования показывают, что рубежным с точки зрения криминогенного влияния на молодежь является 15-16-летний возраст. [1, с. 505-506] Этот период жизненного пути личности связан с выбором дальнейших путей развития, вхождения в зрелую жизнь. Осмысление опыта на этом этапе имеет глубокий личностный смысл. Правовое образование делает акцент на права человека, подразумевает воспитание чувства собственного достоинства, осознания своих прав, умения их реализовать и защищать.

Список литературы:
1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. Социология молодежи. – Ростов н/Д, 2001.
2. Иванова С. Г. Применение активных методов обучения при формировании правовой компетентности студентов//Ученые записки университета им. П. С. Лесгафта – 2007 - №12.
3. Киба О. В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011 - № 3.
4. Лукаш О. А. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
5. Монтень М. Опыты. – М.: Наука, 1980.
6. Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 2003.
7. Черненко А. К. Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское образование: структура и содержание// Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы. – Новосибирск: Наука, 1997.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar