Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июль » 1

Мотивация в обучении английскому языку в колледже

Рожкова Татьяна Романовна, преподаватель
ГАПОУ «Приморский краевой колледж искусств», г. Владивосток, Приморский край

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о том, какие методы, средства и виды деятельности используют педагоги колледжа для повышения мотивации в обучении английскому языку студентов колледжа. Сделан акцент на выполнении творческих заданий, проектных работ для сохранения заинтересованности предметом и развития у студентов желания самим искать информацию и использовать её.
Ключевые слова: обучение, мотивация, творческие задания, проектная работа

Мотивация – ключ к обучению в целом, не только к обучению английскому языку или любому иностранному языку. Овладение любым иностранным языком требует систематического и кропотливого труда. Такая интеллектуальная деятельность должна быть хорошо мотивирована. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у студентов возникает личная заинтересованность в работе. При обучении иностранному языку усилия преподавателя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации у студентов, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Отношение студентов к предмету определяет именно внутренняя мотивация. Если студенту нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету “иностранный язык” и обеспечены условия для достижения определенных успехов. Но к сожалению практика показывает, что у значительной части студентов интерес к предмету со временем ослабевает, и педагогу приходится прикладывать максимум усилий, чтобы повысить интерес к своему предмету и убедить студентов в его большой значимости в дальнейшей жизни, не только ради оценки в приложении к диплому.
В данной статье мы рассмотрим приёмы повышения мотивации в обучении английскому языку на примере организации обучения студентов ГАПОУ «Приморский краевой колледж искусств».

Что же такое мотивация и какие факторы влияют на её формирование?
Под мотивацией следует понимать организацию такого учебного процесса, который направлен на более глубокое изучение английского языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания в области иностранного языка.

Мотив – основная движущая сила в изучении языка. Мотив рассматривается исследователями как внутреннее побуждение к учебной деятельности, вызванное личными потребностями самого студента, его жизненной позицией, воспитанием в семье. К факторам, способствующим формированию у студентов положительных мотивов к изучению английского языка, можно отнести следующие: осознание важности получаемых знаний и желание изучать английский язык, постановка преподавателем сложных, но интересных заданий, способствующих развитию творческой активности студентов; положительный пример преподавателя, его интерес к языку и культуре стран изучаемого языка; использование английского языка как средства получения информации из сети Интернет для повышения знаний; изучение языка с целью совершения туристических поездок или с целью карьерного роста; а также ради оценки в приложении к диплому, особенно для тех студентов, которые собираются продолжить обучение в высших учебных заведениях.

В данной статье мы рассмотрим различные методы, средства и виды деятельности для формирования прочной мотивации.

«Мотивация непосредственно порождается эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обусловливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, «включают» активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, являющиеся спусковым механизмом для действий.» [6, с.44] Интерес - это базовая эмоция человека, и он способен придать студентам нужный импульс. Многие студенты не могут и не хотят добиться успехов в овладении английским языком не потому что он трудный, а потому что им скучно на занятиях. И тут на помощь преподавателю приходят игровые задания. Студенты любят командные задания, которые лучше проводить в конце урока, и это закрепляет позитивное отношение к языку, развивается чувство взаимопомощи, студенты выходят с урока в хорошем настроении. Всевозможных игр по возрастам и уровням владения языком великое множество, выбирайте свои любимые.

Знания языка без хорошего словарного запаса не бывает, знания одной грамматики недостаточно для хорошего владения иностранным языком. Как замотивировать студентов повышать словарный запас? Для этого необходимо задействовать как можно больше видов памяти: слуховую, зрительную и моторную. Студенты лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи в реальной ситуации. Диалоги – очень полезный вид речи, и студенты всегда с удовольствием воспроизводят их по ролям. Желательно, чтобы они сидели не по рядам за партами, а рассадить их в кружок; особенно это удобно, если группа небольшая. Мы часто даем студентам домашние задания переписать и теорию (файлы есть на сайте колледжа в Облаке в папке преподавателя) и выполнить письменно упражнения. Студенты привыкли печатать в своих смартфонах, айфонах или на клавиатуре компьютера и считают, что писать «от руки» на английском языке им в жизни не пригодится. И тогда мы объясняем им, что письмо – важнейший стимулятор работы мозга. Кроме того, письмо от руки, а не печатание на клавиатуре, улучшает и навык чтения.
Использование сети Интернет позволяет совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, пополнять словарный запас, а также формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Работа с песнями и стихами служит эффективным средством усвоения материала, развития памяти и внимания, а также интересна с точки зрения знакомства с культурой стран изучаемого языка. Прослушивание песен (аудио и видео) способствует совершенствованию навыков произношения, что особенно важно для студентов специализации «эстрадное пение», позволяет достичь точности в артикуляции и интонации, обогащает словарный запас, развивает навыки аудирования и чтения.

На уроках постоянно используются средства звуковой и зрительной наглядности. Например, при изучении темы «Путешествия» слушаем аудио реальных объявлений в аэропорту о регистрации, посадке, прибытии, отправлении, задержке рейсов и т.д. Студенты с удовольствием смотрят молодежные сериалы на английском языке о любви, верности, дружбе, взаимопомощи и т.д. Естественно, перед просмотром небольшого отрывка из такого сериала некоторое время уделяется знакомству с новой лексикой, которая встретится в этом отрывке. После просмотра закрепляем эту лексику в коротких упражнениях, которые составляет преподаватель именно на эту лексику. Это и аудирование и новая лексика в интересной для студентов форме. Студентам интересно на уроке, когда им показываем, например, фрагмент репетиции Венского филармонического оркестра с приглашённым дирижёром Валерием Гергиевым, когда он говорит на английском языке.

Видеоуроки являются эффективной формой обучения. Например, видеоуроки о культурных традициях и достопримечательностях страны изучаемого языка положительно влияют на запоминание страноведческого материала и расширяют кругозор студентов.

Во внеклассной работе педагоги тоже стараются мотивировать студентов, показывая им фрагменты программы «Энигма», которую ведёт Ирина Никитина, пианистка, музыкальный продюсер, телеведущая, президент фонда «Музыкальный Олимп». Хотя эта программа идет на канале «Культура» с переводом на русский язык, но всё равно слышна речь ведущей и ведущих деятелей классической музыки (дирижёров, певцов, инструменталистов), с которыми она беседует на английском языке, если это иностранные музыканты.

Проектная деятельность является одним из самых эффективных методов организации учебного занятия. Эта технология помогает формировать у студентов положительную мотивацию к изучению английского языка. Творческие задания для студентов колледжа искусств являются самыми любимыми, и из курса в курс нужно усложнять их. Студенты охотно выполняют сложные для них и непривычные задания, в которых нужно «напрячь мозг». Усложняя задания из курса в курс, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

Урок-экскурсия. Студент должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о его достопримечательностях. Особенно это актуально, когда в порт Владивосток заходят большие круизные лайнеры с иностранными туристами на борту, и тогда задействованы волонтеры из нашего колледжа.

Студентам специальности «звукооператорское мастерство» интересно уметь прочитать и понять инструкции и спецификации, написанные на английском языке, по устройству и работе многочисленного звукового оборудования.
В колледже ежегодно проводятся творческие встречи с зарубежными музыкантами, добившимися международного признания. Это происходит, например, когда в наш город приезжают иностранные музыканты в рамках международного джазового фестиваля. Студенты не только слушают, но и задают интересующие их вопросы, т.е. имеют возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развить навык аудирования. Это также помогает им реально оценить свой уровень владения языком и подстёгивает многих к углублению своих знаний и умений, особенно в разговорной речи.

Мотивация является главным условием успешного овладения иностранным языком, её отсутствие не способствует прогрессу в овладении иностранным языком. Для достижения успехов в повышении мотивации к изучению любого иностранного языка важны многие факторы, прежде всего – квалификация преподавателя, отличное знание своего предмета, увлечённость им и эмоциональное ведение урока. Необходимо создавать такие условия, при которых у студентов возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Опыт преподавателей подтверждает эффективность использования на уроках видеофрагментов, но нужно грамотно подобрать их по уровню сложности, исходя из уровня подготовки в группах. Это актуально особенно на первом курсе, когда студенты приходят после 9-го класса из разных школ из разных городов и сёл Приморского края с разным уровнем подготовки. Необходимо разработать свою систему упражнений и заданий, методически грамотно организовать работу со студентами, учитывая их возрастные, психологические, индивидуальные особенности. Творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранному языку, они помогают сохранить интерес к предмету и положительное отношение к иностранному языку. А педагог должен помочь студентам посмотреть на свои успехи и увидеть прогресс, не оставлять незамеченными их достижения, создать чувство успеха, почаще хвалить их и быть объективным в своих оценках. Педагог должен провести занятие таким образом, чтобы оно соответствовало всем требованиям образовательной программы, но при этом важно чёткое понимание того, что интересно самим студентам.

Список литературы
1. Веселова Т.М. Пой и изучай английскую грамматику! – СПб.: КАРО, 2006. ¬¬- 143 с.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2013. – 137 с.
3. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности или мотивация обучения: пять условий успеха/ Психология в вузе. – 2015 г. № 4
4. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003.
5. Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. М.: Институт гуманитарных исследований, 2003.
6. Плигин А.А., Максименко И. Let`s Play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. – 272 с.
7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб.пособие для преподавателей и студентов. Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Филоматис, 2013. 480 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar