- 06.12.2021
- 3640 Просмотров
- Обсудить
ГБОУ ВПО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж, , г. Орехово-Зуево
Аннотация. В статье говорится об использовании метода проектов в преподавании естественнонаучных дисциплин в Промышленно-экономическом колледже ГГТУ. Автор рассказывают о своей деятельности в данном направлении и о технологии метода проектов.
Ключевые слова: метод проектов,обучение, естественнонаучные дисциплины
Включение предметов естественнонаучного цикла в учебный процесс дает возможность более тесно связать учебный материал с жизнью, способствует расширению кругозора студентов , формирует полную картину восприятия мира вокруг нас, вызывает интерес к познанию окружающей действительности. Одним из прогрессивных и передовых методов обучения можно считать применение в процессе учебы и самостоятельной работы студентов метода проектной деятельности. Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.
Объектом исследования данной статьи является проектный метод. В его основе можно выделить процесс развития познавательных навыков у студентов, а также критического и творческого мышления, навык самостоятельного конструирования изученной информации, способность отсеивать и выделять нужную информацию из большого объема.
Цель– доказать, что метод проектов в процессе в преподавании естественнонаучных дисциплин естествознания в СПО позволяет создать условия, в которых обучающиеся:
• Самостоятельно и вовлеченно в учебный процесс находят новую и недостающую информацию в различных источниках, а также применяют новые знания для решения поставленных задач
• Приобретают коммуникативные навыки при работе в группе
• Развивают системное мышление и исследовательские навыки
Актуальность данного исследования состоит в систематизации информации по вопросу использования метода проектов, для дальнейшего практического применения данного метода в процессе обучения студентов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студентов, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.
Применение в работе исследовательских технологий обучения помогает обучающимся осмысленно ставить собственные цели и добиваться их реализации, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, например, разработать конкретный бизнес-план, оценивать и объяснять полученные результаты. Сегодня студент научится решать различные производственные проблемы на занятиях, а завтра, став специалистом, он не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную деятельность с уже сложившимся личностным опытом.
Совершенно различен проектный метод, используемый в настоящее время и метод проектов, который широко использовался в 30 годы прошлого века. Технология использования метода проектов в то время заключалась в следующем: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал обучающихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем обучающиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. По завершении определенных этапов осуществлялась проверка выполнения заданий, обобщение знаний и выдача новых заданий. Сегодня проектный метод рассматривается более широко, его использование предполагает решение комплекса задач, в том числе умение работать в команде, формирование коммуникативных компетенций и т.д. Следовательно, проектный метод должен стать методом обучения.
Проект – заключает в себе разработку замысла, предварительный поиск ответа на вопрос, вариант решения проблемы, осуществляемый по разному. Ключевыми положительными сторонами этого метода являются:
• проблемность;
• охват большого объема информации, систематизация и выделение главного;
• проект – определенная мотивация для обучаемого, так как стимулирует к активному познанию, даёт возможность для каждого студента найти что-то интересное и уникальное в работе с изучением информации, а также развитие и совершенствование исследовательских качеств и коммуникации;
• проект нацелен на успех, позитивный результат.
Этапы работы над проектом:
• определение проблемы и темы проекта, определение актуальности проекта и постановка целей;
• общее обсуждение способов реализации проекта, поиск источников для исследования;
• определение частей, из которых будет состоять проект, и логической взаимосвязи между ними; участники самостоятельно изучают и систематизируют новую информацию, при этом могут обратиться за консультацией к руководителю проекта;
• презентация проекта;
• итоги.
Учебный проект – выполнение обучающимися определенного комплекса исследовательских, графических, расчетных работ для решения поставленных задач.
Информационный проект – это тип проекта, направленный на поиск и анализ информации. Обучающиеся используют несколько разных методов получения информации, ее анализ и презентация. Такой вид проекта не редко используется на занятиях.
Исследовательский проект – имеет сходство с различными научными исследованиями, т.к. включают в себя определение актуальности темы, постановка проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Также является обязательным выдвижение гипотезы исследования, выделение одного или нескольких методов исследования и проведения эксперимента.
Такие проекты используются студентами во внеурочной деятельности по предмету в качестве подготовки к научно-практической конференции. Творческий проект может быть представлен в форме фильма, презентации, репортажа, графического материала и т.д.
Игровой проект – выделяются проблема и цели проекта и презентация проходит в форме ролевой игры.
Проектный метод содержит в себе основные принципы компетентностного подхода:
• Усиление мотивации к изучению определенного предмета
• Формирование пзитивного отношения к обучению
• Имеет образовательную и воспитательную ценность
• Раскрывает потенциал самореализации олбучающихся
• Обучение происходит в процессе совместной или индивидуальной деятельности
• Увеличивается ценность полученных результатов для учапстников проекта
• Процесс обучения становится более осознанным
• Формируется умение применять всю полученную информацию в практической деятельности
• Проект реализует разбор актуальных проблем.
Образовательная ценность метода проектов заключается в осуществлении студентами самостоятельной исследовательской деятельности, также формируются межпредметные связи.
Проект обязательно предполагает развитие коммуникативных способностей и проведение практического эксперимента, а не только теоретическую информацию.
Для студентов ставятся различные цели
Обучающие:
- формирование навыков речи
- обучение приемам
Воспитывающие:
- формирование навыков работы в команде;
- воспитание патриотизма
Развивающие:
- развитие навыков общения;
- расширение кругозора обучающихся в различных областях науки.
Основные стадии работы над проектом
- распределение задач
- формирование группы;
- работа по проекту;
- оформление полученных результатов ;
- описание сопровождающих материалов
-подготовка презентации
Таким образом, применяя проектную технологию студенты учатся
действовать в социуме (социальная компетентность), вступать в коммуникацию (коммуникативная компетентность), анализировать (предметная компетентность), приобретают чувство культуры речи (нравственная компетентность), учатся применять компьютер, интернет (информационная компетентность).
Приобретение этих компетенций привело их к успешному выступлению на защите проектов.
На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении преподаватель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед педагогом является заинтересованность студентов в приобретении знаний. Большое значение имеет личность педагога, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.
Я- преподаватель естественнонаучных дисциплин: Естествознания, Химии, Биологии, Экологических основ природопользования. В своей работе использую различные технологии преподавания. Считаю, что для развития познавательной активности студента и его самореализации наиболее полно отвечает технология проектной деятельности и широко ее использую. Элементы проектной деятельности я часто включаю в обычный урок. Эта форма обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. Например, в преподавании дисциплины Естествознание в разделе «Химия» - при проведении практических работ по темам: «Анализ качества молока», «Определение витамина С в различных соках» студенты делятся на группы, ищут информацию, проводят исследования, делают самостоятельные выводы, готовят мини-проект, с которым выступают представители каждой группы. На изучение дисциплины Экологические основы природопользования отводится по программе 32 часа. В начале курса студентам предлагаю темы проектных работ, устанавливаю сроки выполнения. Студенты работают либо индивидуально, либо в малых группах, изучают самостоятельно материал, выдвигают гипотезы, делают выводы, готовят презентации, затем защищают свой проект. Выступление,защита проектов активно обсуждается остальными студентами, дается оценка подготовленности проекта, раскрытия темы,качества презентации. Такая работа студентов повышает интерес к предмету. Преподаватель выполняет роль консультанта, направляет работу студентов.
Интересный опыт проектной деятельности приобрела при проведении интегрированных уроков по дисциплинам Экологические основы природопользования и Информатика по теме: «Загрязнение окружающей среды»; по Химии и Информатике по теме: «Нефть, состав, переработка нефти». В течении одного занятия студенты, самостоятельно изучив полученные темы, выполняли презентацию, химические опыты, решали задачи по информатике и экологии и защищали свои проекты.
Ежегодно, на протяжении нескольких лет занимаюсь подготовкой студентов к научно-практической конференции, консультирую студентов по проектным работам. Мои студенты занимают призовые места как на городских,так и на региональных научно-практических конференциях. Работа «Анализ качества сливочного масла» звание лауреата на Всероссийской научно-практической конференции). В рамках ЦМК общеобразовательных и естественнонаучных дисциплин проходят мини-конференции,на которых наши студенты представляют и защищают свои проекты. Ежегодно на базе колледжа проводится региональная научно-практическая конференция, в которой также принимают участие мои студенты. Тематика работ: «Экологические проблемы современного производства», «Экологическое состояние водных объектов поселка Городище», «Мыло-величайшее достижение человечества»,«Магия ароматов» и другие.
При использовании метода проектов иногда испытываю трудности: трудно сформулировать проектные задания в соответствии с образовательным стандартом - ведь заинтересовать студента можно только тогда, когда ему самому это интересно, тогда результат "налицо". Необходимо выбрать именно ту проблему - которая на сегодняшний день актуальна! При работе с группой по проекту во внеурочное время сложно бывает оценить личный вклад каждого студента.
Работа над проектом способствует развитию исследовательских умений и
навыков у студентов, носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Современный урок – это формирование метапредметных компетенций обучающихся. Развитию компетенций на учебном занятии способствует применение современных педагогических технологий, обеспечивающих формирование критического мышления, проектной деятельности, исследовательской работы, дискуссии, коллективной и индивидуальной деятельности.
Список литературы:
1. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2015. — №13
2. Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – №
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
4. .Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности. Абрамова, Г.С.
5. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов М.В. Моор. Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.