Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Январь » 10

Роль диалогического преподавания в новом подходе к обучению

Сулимова Татьяна Николаевна,преподаватель физики
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Радиотехнический колледж»

Аннотация: в статье рассматривается вопрос, что посредством использования диалога на занятиях учителя могут добиться невероятно положительного влияния на качество образования учеников. Различают три типа беседы, а так же в диалоге постановка вопроса- это важный навык , для развития которого приводятся примеры вопросов, которые можно использовать на занятиях.
Ключевые слова: диалогическое преподавание, обсуждение, беседа, вопрос.


В последнее время многие ученые в своих исследованиях подчеркивают , что диалог на занятиях может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их уровню образования , что как интерактивное общение со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению учащихся и их когнитивному развитию. Они утверждают, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед» : [1, с.22].

Выготский утверждает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог с другими учащимися: [2,с. 13]. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность их диалога с другими, более осведомленными учениками, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и приведения аргументов. : [2, с.42].

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как помогает: выражать ученикам свое понимание темы, допускать, что у людей могут быть разные идеи, ученикам аргументировать свои идеи, учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. Беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Различают три типа обсуждения , в которые вовлечены учащиеся:
1. Диспутивное обсуждение:
- существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
- редпринимаются некоторые попытки объединить ресурсы;
- общение часто происходит по типу «Да, это так» – «Нет, не так!».
- атмосфера скорее конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.
2. Кумулятивное обсуждение:
- каждый механически принимает мнения и соглашается с тем, что говорят другие;
- беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других;
- идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.
3. Исследовательское обсуждение:
- каждый предлагает относящуюся к теме, уместную информацию;
- идеи каждого расцениваются как достойные внимания, но подвергаются критической оценке;
- участники задают друг другу вопросы;
- участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе;
- участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).

Когда ученики вовлечены в беседу , они, конечно же, будут работать в малых группах со своими одноклассниками. У них общая проблема и они работают совместно над ее пониманием; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Учащиеся размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают. При этом они могут использовать к примеру, такие фразы и обороты, как «возможно», «если», «может быть», «вероятно»; обосновывают свои идеи («потому что») и обращаются за поддержкой со стороны группы, задавая такие вопросы, как «Не так ли?».В рамках такого сценария ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы. Когда ученики работают таким образом, их обоснование идей становится явным следствием диалога.

Постановка вопросов является важным навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Существует мнение, что большинстве своем есть два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. : [3, с.34]. Вопросы «низкого порядка» иногда называют «закрытыми» или «буквальными». Они направлены только на запоминание и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом. Оба типа вопросов имеют место в рамках эффективной педагогики; тип задаваемого вопроса и его форма меняется в зависимости от цели. Кроме того, вопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников. Вопросы можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение (с помощью подсказок), наведение на ответ и переориентация(перенапрвление).

Побуждение: побуждающие вопросы необходимы для получения первоначального ответа и оказания помощи ребенку в его корректировке, к примеру – упрощение формулировки вопроса, возвращение к пройденному материалу, подсказки, принятие правильного решения, и побуждение к формулировке более полного ответа.

Наведение на ответы (апробирование): наводящие вопросы формулируются таким образом, чтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, развивать свои идеи. Кроме того, подобные вопросы направляют ученика в процессе решения проблемных ситуаций, к примеру: «Не могли бы вы привести нам пример?»
Переориентация: вопрос-перенаправление другим ученикам, к примеру, «Кто-нибудь еще может помочь?».

Для учителя значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в следующем: стимулирование учеников выражаться конструктивно и по существу, выявление неподдельного интереса и эмоций учеников, развитие любознательности и стимула к исследованию, содействие в применении и вербализации (озвучивании) знаний, поддержка креативного мышления учащихся, развитие критического мышления, развитие умения учиться друг у друга, уважать и оценивать идеи других учеников, углубление и концентрация мышления и действий посредством разговора и размышлений, определение особых сложностей или неправильного понимания, которые могут затруднять обучение.

В заключение необходимо отметить: Беседа является действенным инструментом, с помощью которого учитель может поддерживать и развивать процесс обучения учеников. Посредством использования диалога в классе учителя могут добиться невероятно положительного влияния на качество образования учеников.

Список литературы:
1) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. М., 2000.
2) Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.
3) Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского. // Альманах «Восток», вып.100, 2005.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar