Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Сентябрь » 18

Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания обучающихся

Маховицкая Наталья Евгеньевна
Семерджиева Елена Владимировна

ОГАПОУ «Старооскольский индустриально-технологический техникум», г.Старый Оскол


Аннотация : Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика.
Ключевые слова: беседа, воспитание, нравственность, просвещение


Духовно-нравственные ценности высоко ценилась во все времена. Формирование их - это процесс систематического и целенаправленного воспитания у молодежи моральных качеств, соответствующих идеалам нравственности, путём превращения этих идеалов в личностные и духовные принципы и нормы поведения, это деятельность, направленная в будущее.

В процессе нравственного воспитания студентов основное место отведено этическим беседам. Этическая беседа должна быть содержательной, эмоциональным уроком нравственности. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания нравственности становится все более актуальной.[1]

В процессе нравственного воспитания накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает огромное значение. В связи с этим принята необходимость организации нравственного просвещения студентов. Очевидна и организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, к окружающим людям и самому себе. Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. [2]

Проведение этических бесед включает в себя:
• подготовительный этап;
• проведение беседы;
• организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Могут быть различные варианты подготовки к беседе:
1. В зависимости от возраста обучающихся, уровня развития коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
2. Цель беседы – усвоение определенных норм и понятий, которые должны уяснить обучающиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.
3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
4. Продумываются вопросы беседы.
5. Подготовка слушателей к беседе.

Этические беседы с подростками должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить назидающего характера, содержать упреки и насмешки. Подростки высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

При анализе поведения студентов лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что обучающиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства обучающихся. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Я работаю куратором в группе СПО по специальности: «Аналитический контроль качества химических соединений».
В группе АК 24 17 студентов. Всем учащимся по 17– 18 лет. Данный коллектив был сформирован в 2018 году из учащихся школ города. На третьем курсе в группе поменялся куратор. Шесть обучающихся имеют средний уровень успеваемости. 11 человек учатся на «4» и «5». Хороший потенциал к учёбе имеет Локучаева Таня, но не всегда реализует его в основном из-за лени. Студентки Вулряшова Светлана, Романова Наталья, периодически скатываются на неудовлетворительную успеваемость, что требует особого внимания со стороны преподавателей.

Причиной неуспеваемости являются систематические пропуски занятий и то, что родители не интересуются успеваемостью своих детей. Большая часть учащихся воспитываются одной мамой ( 6человек).В данной группе официальный лидер Королев Анатолий(староста) выбран очень удачно. Почти все прислушиваются к его словам. Любое поручение он воспринимает со всей серьезностью, ответственностью, на него всегда можно положиться. В организаторской деятельности он проявляет инициативу. Староста обладает коммуникабельностью, хорошо вливается в коллектив. Сергей всегда сотрудничает с куратором. В группе нет общего дела, которое бы способствовало формированию коллективизма, как черты характера. Не все учащиеся чувствуют свою причастность к жизни группы. В основном наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям, развлечениям.

Негативно на развитии коллектива сказывается и то, что в группе преобладает инертный психологический климат. Группа, можно сказать, довольно разобщена: в ее структуре выделяются микро группы по2 - 4человека, которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом. Плохо и то, что учащиеся, по большей, части не руководствуются в учении развивающими и житейскими мотивами, так как эти мотивы имеют большое практическое значение для развития и дальнейшего самосовершенствования.

К тому же современная педагогика склоняется к необходимости преобладания развивающих факторов в обучении, как необходимого условия самосовершенствования личности. Негативно и то, что по оценкам учащихся в группе присутствует разделение на«своих»и«чужих»,что также затрудняет межличностные коммуникации в коллективе. Не всегда присутствует и доброжелательное отношение друг к другу. В группе есть студенты, которые активно участвуют в различных мероприятиях техникума.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы. В начале учебного года были проблемы с Васильевой Катей .Она – явный лидер коллектива, создавала периодически конфликтные ситуации на уроках спецдисциплин. Девочка живет отдельно от мамы, пользуется ситуацией на свое усмотрение. Приходилось проводить с ней беседы, не всегда мы понимали друг друга. Сейчас она стала более спокойной, уравновешенной, конфликт исчерпан.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.

Список литературы:
1.Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Гадельшин А.В. ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. // Современные проблемы науки и образования. – 2015.
2. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.
3. http://www.bibliofond.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar