- 25.04.2022
- 4247 Просмотров
- Обсудить
Ликино-Дулёвский политехнический колледж –филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулево, Московская область
Аннотация: классное руководство занимает ведущее место в воспитательной системе колледжа. В статье определены приоритетные задачи, направления и принципы деятельности классного руководителя колледжа по профессиональному воспитанию студентов.
Ключевые слова: организация среднего профессионального образования; воспитание; профессиональное воспитание; направления развития воспитания; классный руководитель студенческой группы.
Профессиональное воспитание – целенаправленный процесс, способствующий успешной социализации и гибкой адаптации обучающихся, соотнесению возможностей своего «Я» с требованиями современного общества и профессионального сообщества.[2]
Профессиональное развитие и становление нельзя искусственно отделять от жизненного пути человека в целом.
Растет потребность общества в эффективно работающем специалисте, который творчески реализует свой профессиональный и личностный потенциал. Для выпуска компетентных специалистов преподаватели колледжа должны обращать внимание не только на получение знаний, умений и развитие профессиональных компетенций, но и на формирование профессиональных и личностных качеств. Изменения в характере и целях обучения, происходящие в последнее время, смена принципов образования определяют необходимость создания определенных условий для развития инициативности, самостоятельности и, самое главное, интереса к специальности. [5]
В последнее время у большинства обучающихся, поступивших в колледж, недостаточно развит интерес к выбранной специальности, что снижает качество получаемого профессионального образования.
У современных молодых людей преобладают преимущественно ценности индивидуально-личностной направленности, связанные с повышением роли материального фактора. Все реже приходится говорить о доминировании в сознании учащейся молодежи духовно-нравственных, гражданских ценностей или ценностей социального характера. А если взять во внимание, что у поступающих в организации СПО не сформирована система ценностей, то можно задаться вопросом: какой будет социальная и профессиональная ориентация обучающихся в организациях среднего профессионального образования?
Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению обучающихся к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде это важное условие для развития профессиональных способностей. Если обучающийся выбрал специальность, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе. Выпускник, пришедший на работу без любви к своей специальности, превращается в посредственного работника. Поэтому профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности обучающегося, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций.[6]
Тенденции сегодняшнего дня – переход к непрерывному индивидуализированному проектированию профессионального и карьерного развития обучающихся профессиональных образовательных организаций, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. Для этого важно транслировать обучающимся и выпускникам профессиональных образовательных организаций нормы профессиональной культуры и этики делового поведения, что даст возможность повысить конкурентоспособность выпускников, их трудоустройство по направлению подготовки.
Обратившись к важнейшему документу в области воспитания детей и молодежи - «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», отмечу один из ее основных постулатов: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».[1]
Исходный уровень интереса к выбранной специальности определяется на первом курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной специальности, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы. Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной специальности.
Задачами воспитательной работы со студентами, согласно плану воспитательной работы нашего колледжа, являются: формирование общей культуры студентов, создание условий для самоопределения и самореализации. Данные задачи непосредственно связаны с формированием у студентов общих компетенций, решением которых совместно со всей группой занимается классный руководитель.[3]
В своей деятельности классного руководителя я выделяю, как основные, следующие направления профессионального воспитания обучающихся:
1. Создание условий для профессионального становления обучающихся.
С этой целью в колледже ежегодно проводится конкурс «Лучший по специальности», направленный на выявление студентов, принимающих активное результативное участие в профессионально значимых мероприятиях и имеющих высокие показатели в учебной деятельности.
Совместно с заместителем директора по учебно-производственной работе проводятся мероприятия по мониторингу трудоустройства выпускников колледжа, их дальнейшего непрерывного образования.
2. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Классные руководители колледжа формируют электронное портфолио на каждого студента, в котором отражается его академическая успеваемость, а также участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
3. Создание условий для формирования инициативности, самостоятельности, толерантности.
В соответствии с планом воспитательной работы колледжа классный руководитель проводит тематический классные часы, к организации которых привлекаются студенты группы.
Ребята принимают участие в различных мероприятиях, организованных администрацией колледжа совместно с классными руководителями («Посвящение в студенты», «День программиста», «День здоровья» и многих других).
4. Стимулирование студентов группы к участию в конкурсах, мероприятиях профессиональной направленности.
Примером может служить участие студентов группы в Международном конкурсе проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе кейсов (задач) организаций-работодателей «Школа реальных дел».
5. Организация воспитательной работы, направленной на формирование профессионала.
Совместно с администрацией колледжа классный руководитель налаживает партнерские отношения с профильными организациями и сопровождает своих студентов на всем пути взаимодействия с работодателями – от практики до устройства на работу.
Студенты выпускных групп принимают участие в ярмарке вакансий.
В рамках внеаудиторной работы в группу приглашаются выпускники колледжа, работающие по специальности; студенты посещают различных мероприятий, профессиональные выставки и предприятия.
Для профессиональных учебных заведений важно не только воспитание социально активной личности, но, и как результат всей учебной и воспитательной деятельности - формирование высококвалифицированного специалиста, соответствующего требованиям профессионального стандарта.
Выпускники должны быть востребованы на современном рынке труда; иметь возможность для личностного и профессионального роста за счет созданных условий непрерывного образования; создавать будущее региона за счет вклада в развитие экономики города через работу на предприятиях, заводах и иных организациях.[4]
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].URL: https://rg.ru/ 2015/06/08/vospitanie-dok.html
2. Белов В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования: Дис... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.
3. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
5. Ткачева С.А., Сагынтай Э.к. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования, Т.4, №1: 3040. URL: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy/ 2018/1/Ткачева_С.А._Сагынтай_Э..pdf (дата обращения 22.10.2018).
6. Новиков А.М. Проблема гуманизации профессионального образования [Электронный ресурс].URL: http://portalus.ru/modules/ shkola/ rus_readme. php?subaction =showfull&id
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.