- 26.01.2023
- 2046 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ МО " МОМК № 1" Орехово-Зуевский филиал, преподаватель химии
« Просто знать-мало,
знания нужно использовать »
Гёте
знания нужно использовать »
Гёте
В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, которую понимают как способность личности решить всевозможные задачи. Присутствует вполне конкретное определение компетенции, как умения нужного для того, чтобы преуспеть в обучении, в профессиональной деятельности и в жизни. Под компетенциями мы понимаем ряд вопросов, в которых студенты обладают опытом и знанием , что способствует им достигать успехов в собственной жизни. [3, с.3]
Студенты должны обладать следующим набором ключевых компетенций актуальных и востребованных при трудоустройстве:
-умение общаться;
-умение работать в команде, то есть сотрудничать;
-владение информационными технологиями;
-умение решать проблемы;
-умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками.
Данные компетенции по нашему мнению могут быть освоены студентами в процессе изучения теоретических и практических занятий. Усвоение компетенций опирается на опыте деятельности студентов, поэтому необходимо создать условия для их учебной деятельности на занятиях химии. Эта задача нами решается , если применять способы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которого студенты активны на занятиях химии в медицинском колледже.
На своих занятиях активно нами используются следующие педагогические технологии:
- технология лекционно- семинарской зачётной системы;
- технология проектного обучения;
- игровая технология;
- интегративная технология.
Требуется следующая работа по развитию ключевых компетенций на наших занятиях:
- рассмотрение содержания материала изучения учебного с целью организации студентов в малых группах самостоятельно или индивидуально;
- выяснение итогов при изучении учебного материала;
- разрабатывание технологической карты занятия, которая способствует овладение студентами результатами.
Химия- одна из самых сложных образовательных дисциплин. Результативно овладеть базовым курсом дисциплины Химия нельзя, если у обучающихся слабо развит процесс мыслительный.[2, с.6] Недостаточно просто знать учебный материал, необходимо уметь думать. В основном нами применяются на теоретических и практических занятиях умения обобщать, делать анализ материала учебного, сравнивать. Например, на семинарских занятиях проводим сравнение строения, физических, химических свойств, способов получения одноатомных и многоатомных спиртов, углеводов, выявляем сходство и различия в протекании химических реакций.
Сегодня выпускнику медицинского колледжа , чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, необходимо обладать коммуникационной компетентностью, то есть уметь объяснять словом, грамотно предлагать свою точку зрения. Поэтому навыки групповой самостоятельной работы этому способствуют. Учебная деятельность над одним проектом объединяет студентов одной идеей и оказывается очень результативной, успешной.[4,с.11] Например, семинарское занятие по теме: « Алкены, алкадиены, алкины, арены » можно провести, используя проектную технологию.
Одним из ведущих методов на занятиях у нас становится метод мини-проектов. Наиболее ценными являются такие проекты, учебная деятельность над которыми ведётся в рамках занятия по теме : « Природные источники углеводородов». Студенты распределяются с помощью жеребьёвки на четыре группы по видам природных источников :
- природный и попутный нефтяные газы,
- нефть, первичная переработка нефти,
- нефть, вторичная переработка нефти,
- каменный уголь.
Студенты работают по информационным листам, работают над созданием стендового плаката. Приведём пример заданий информационного листа группы « Каменный уголь».
1. Познакомьтесь с материалом учебника Л.М. Пустоваловой, И.Е. Никаноровой на странице 316.
2. Известно, что одним из продуктов каменноугольной смолы является бензол. Напишите уравнения реакций по схеме : метан-ацетилен-бензол-хлорбензол. Укажите продукты и условия протекания химических реакций.
3. Заполните пропуски в предложениях.
Коксование-это … При коксовании каменного угля получаются продукты:… В состав каменного угля входят…
4. Составьте опорный конспект по вашей проблеме: если отрицательное воздействие на природную среду коксования каменного угля возникает по вине человека, то необходимо людям быть более внимательными и осторожными при их использовании?
5. Сформулируйте выводы, оформите презентацию на ватмане в виде стендового плаката.
Занятие заканчиваем творческим заданием написанием эссэ- сочинением небольшого объёма, которое включает:
- вступление
- тезисы, аргументы
- заключение.
Задание: напишите письмо жителям планеты Земля, обратившись к ним за помощью о предотвращении экологической катастрофы, которая нависла над биосферой в результате извлечения, переработки и использования природных источников углеводородов.
Очень часто на своих занятиях нами используется интегративная технология. Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, переход от согласования преподавания разных дисциплин к их взаимодействию, то есть нужно восполнять материал одной учебной дисциплины материалом другого, объединяя отобранные части в целое и главное при любых комбинациях материала, идея дисциплин, которым посвящено занятие, должна оставаться основной.
Совместно с преподавателем английского языка было проведено внеаудиторное занятие англо-химического марафона на тему: « Периодическая система химических элементов в составе еды. Традиции питания» с использованием игровой технологии. Требования к уровню подготовки в данном занятии направлены на повторение и обобщение знаний студентов на составление электронных и графических формул строения электронных оболочек атома, составление химических формул, прогнозирование химических свойств элементов, исходя из их положения в периодической системе и электронного строения, чтение с полным пониманием текста, употребление в речи изученной лексики, а также чёткого изложения материала и логического построения выступлений студентов.
Прогнозируемый результат был следующий:
1. Формирование мотивации у студентов к изучению периодического закона химических элементов, традиций питания в Англии
2. Овладение химической терминологией, лексикой
3. Участие в дискуссиях, формирование собственных позиций и отстаивание её в диспуте, используя различные сведения для её аргументации.
Занятие было завершено написанием эссэ студентами о еде на английском языке с переводом на русский язык, в котором необходимо было отразить тему занятия, обратившись к одногруппникам.
Часто студенты выполняют творческие задания написанием синквейна, который включает пять строк:
-существительное, тема
- два прилагательных, описывающих основную мысль
- три глагола, описывающие действия
- фразу из четырёх слов, в которой автор высказывает своё отношение
- существительное, итог.
Приведём пример синквейна на тему « Алканы » :
Метан
Насыщенный, предельный
Горит, замещает, дегидрирует
Метан-основа природного газа
Алкан
Химия- центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими дисциплинами. Величайшее отношение химии к физике. Взаимодействие между ними важно в развитии атома. Одна из отраслей химии- биохимия, которая объясняет явления, происходящие в организме живых веществ. Химия определяет состав и структуру клеток и тканей, а также реакции, которые происходят внутри них. В нашем медицинском колледже студенты специальности Лабораторная диагностика изучают профессиональный модуль ПМ. 03 Проведение лабораторных биохимических исследований.
Химия-одна из самых быстроразвивающих дисциплин. Химики создают новые вещества, делая одежду удобной, помогают бороться с болезнями.
Хочется отметить проблемное обучение как один из методов развития студентов. Постановкой проблем, проблемных вопросов, преподаватель создаёт организационные условия для активизации мыслительной деятельности студентов, стимулируя поиск недостаточных знаний для разрешения познавательного противоречия. Самостоятельная деятельность студентов исследовательского характера возможна, если обучающиеся обладают необходимыми знаниями для выдвижения научных предположений и умением выдвигать гипотезы. [2, с.33] Особенностью исследовательских заданий является то, как выполняются опыты, наблюдение, например, кристаллов под микроскопом, анализ литературных источников и обобщение. В лаборатории медицинского колледжа , например, студентами были проведены следующие учебно-исследовательские работы : « Исследование качества шоколада », « Определение содержания витамина С во фруктах, ягодах, овощах и его влияние на организм человека», « Химический анализ водопроводной воды на определение органолептических показателей, хлоридов, ионов железа ».
Неотъемлемой частью образования является формирование предметных компетентностей на внеаудиторных занятиях, нами акцентируется внимание на элементы экологической и биологической компетенции, такие как оценка поступков, связанных со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой.
Многих студентов пугают огромные формулы органических веществ, названия комплексных соединений, механизмы реакции, считая, что химия-сложная, « сухая» наука.[1, с.3]. Студенты выполняют кроссворды, используя информационно-коммуникативные технологии, которые направлены на достижение следующих целей:
- формирование умений работать с информацией, развитие способностей коммуникативных
- максимальное усвоение учебного материала
- формирование умений исследовательских и умений принимать самостоятельно оптимальные решения.
Кроссворды развивают логическое мышление, сообразительность, расширяется кругозор, повышается интерес познавательный к дисциплине Химия.
Итак, делаем вывод, что применительно к дисциплине Химия учебно-познавательные компетенции включают знания, умения, навыки, такие как :
1. Окружающий мир состоит из веществ с определённой структурой и способностью к взаимным превращениям
2. Способность думать и говорить на химическом языке, умение анализировать в химических терминах явления окружающего мира
3. Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества
4.. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.
Компетентностный подход приводит к пониманию того, что требуются современные методы обучения такие, как групповые, игровые, проблемные методы обучения. В процессе деятельности студентов по овладению дисциплины Химия будут формироваться и ключевые компетенции. Интерактивные методы способствуют студентам принимать решения для достижения заданной цели. При этом создаются условия неполной им предоставляемой информации, ограничение по времени создают мотивацию на позитивное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.[3,с.16]. Интерактивные методы помогают нам увлечь студентов теоретическим или практическим занятием, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.
Таким образом, обеспечивается основа овладения студентами такими компетенциями, как общение, сотрудничество и решение проблем . Компетентностный подход в преподавании химии на занятиях в медицинском колледже может стать продуктивным для развития современных методов подготовки химической студентов.
Литература:
1. Бочарова С.В Занимательные материалы по химии. 10 класс- Волгоград: ИТД «Корифей », 2007.-96с.
2. Дендебер С.В, Ключникова О.В Современные технологии в процессе преподавания химии : развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии- М: 5 за знания, 2007.-112с.
3. Зимин В.Н Внедрение ключевых компетенций в содержание профессионального образования : методические рекомендации- Иркутск: Издательство ИПКРО, 2007.-23с.
4. Ширшина Н.В Химия: проектная деятельность учащихся- Волгоград: Учитель, 2007.-184с.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.