- 26.09.2023
- 4795 Просмотров
- Обсудить
Невзорова Людмила Владимировна
Евграфова Лариса Эдуардовна
преподаватели
ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж»
г. Архангельск, Архангельская область
Аннотация: В статье представлены формы и методы воспитания молодежи в медицинском колледже, осуществляемые при изучении клинических дисциплин, при проведении исследовательской работы, во время производственных практик, при проведении мероприятий в рамках Парада профессий, во время профориентационных мероприятий.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание, молодежь, медицинский колледж.
«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»
Л.Н.Толстой
Патриотическое воспитание студенческой молодёжи является одной из важнейших задач современного образования в процессе подготовки будущих медицинских работников. Конечная цель патриотического воспитания предполагает развитие потребности добросовестно трудиться на благо Родины.
На современном этапе развития образования одной из важных задач процесса воспитания молодежи является формирование и развитие чувства студенческого патриотизма, поскольку без наличия этого чувства нельзя говорить о воспитании истинно гармонично развитой личности будущего высококвалифицированного специалиста. Большая роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит преподавателям клинических дисциплин.
Сформированность гражданственности и патриотизма у студентов оценивается личностными результатами в рабочей программе воспитания студентов отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело». С целью достижения личностных результатов в гражданско-патриотическом воспитании студентов в медицинском колледже проводится посредством многообразия форм и методов воспитательная работа, осуществляемая:
-при изучении клинических дисциплин
-при проведении исследовательской работы
-во время производственных практик
-при проведении мероприятий в рамках Парада профессий
-во время проведения профориентационной работы и мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников.
В патриотическом воспитании через предмет необходимо, прежде всего, видеть возможность пробуждения у студентов любви к благородной профессии медицинского работника, к русской медицинской науке. Воспитанию этих качеств во многом помогает изучение истории медицины и ее славных традиций, обращение к примерам из жизни выдающихся российских медиков.
В рамках раздела инфекционных болезней профессиональных модулей ПМ 02 на отделениях «Лечебное дело» и «Сестринское дело» делается исторический экскурс в историю развития учения об инфекционных заболеваниях, где раскрывается тема самоотверженного труда русских ученых в поисках возбудителей инфекционных заболеваний, механизмов и путей передачи, порой сопряженный с риском для жизни и самопожертвованием. Студенты готовят доклады, сообщения, презентации о вкладе отдельных ученых в историю медицины, открытиях специфических симптомов инфекционных заболеваний. Так, в качестве примеров, рассматривается история самозаражения русских ученых кровью больного возвратным тифом - Григория Николаевича Минха и Осипа Осиповича Мочутковского, которые пытаясь доказать механизм распространения возвратного и сыпного тифа чуть не погибли от этих инфекций, история микробиолога Николая Федоровича Гамалея, который прибегал к методу самозаражения для тестирования вакцин. Актуально ли поднимать такие темы в наши дни? Наши предшественники тоже не знали многого, что сегодня кажется нам самоочевидным. Но оно и стало таковым во многом благодаря героическим и самоотверженным поступкам людей, что является очевидным проявлением патриотизма и гражданской ответственности перед обществом. Также, в рамках истории медицины, студентам сделана подборка документальных фильмов о самоотверженном труде ученых в период Великой Отечественной войны, период эпидемий и пандемий. Например, «История болезней: грипп, испанка», «История болезней: холера», «Враг за линией фронта. Секретные материалы с Андреем Луговым» и др. Данные материалы предлагаются к просмотру студентами дома, а на практическом занятии проводится обсуждение, диспут о просмотренном фильме, студенты высказывают свое мнение, озвучиваются понятия долг, честь, ответственность, самопожертвование, сила личности, морально-нравственные истоки. В теме изучения ВИЧ-инфекции студентам предлагается к просмотру документальный фильм Антона Красовского «Эпидемия. Элиста, 88», где озвучивается проблема внутрибольничного инфицирования детей в городе Элиста в 1988 году, рассматриваются вопросы гражданско-правовой и морально-нравственной ответственности медработника перед жизнью пациента. Также студентам рекомендуется к просмотру дома уже художественный драматический фильм режиссера Сергея Трофимова «Нулевой пациент», где описывается та же ситуация - инфицирования детей ВИЧ. Студентам напоминается основной принцип работы медработника: «Не навреди!» Высококвалифицированный специалист, соблюдая стандарты обеззараживания медицинского инструментария, оказания медицинской помощи, стандартов выполнения медицинских манипуляций является гарантом инфекционной безопасности пациента, так как любого пациента мы рассматриваем как потенциально ВИЧ-инфицированного.
Одной из форм гражданско-патриотического воспитания студентов в медицинском колледже, формирования активной жизненной позиции является практико – ориентированная деятельность, использование воспитательного потенциала производственных практик студентов 2 курса в инфекционных отделениях областных больниц. В период высокой заболеваемости для профилактики гриппа и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, студенты медицинского колледжа оказали практическую помощь медицинским организациям города как поликлинического, так и стационарного звена. В поликлинике - работали в Call-Центрах, не только принимали и обрабатывали входящие вызовы, но и осуществляли звонки пациентам. В стационарах - работали в ковидных отделениях в защитной одежде. Не имея прямого контакта с больными в боксах, они облегчали труд медработникам больниц города, проводя дезинфекцию предметов ухода, помещений, раскладку лекарственных препаратов и др. Во время прохождения практики формируются необходимые предпосылки патриотического самосознания, такие как - подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, работа в команде, готовность к взаимодействию и взаимопониманию как с медперсоналом, так и с пациентами и их законными представителями. Также во время практики происходит формирование духовно-нравственной культуры на основе традиций российской медицины, главной духовной ценностью которой является милосердное отношение к человеку, тактичное и уважительное отношения к пациентам любого возраста. При работе с маленькими пациентами студенты руководствуются рекомендациями русского педиатра Нила Федоровича Филатова: «Прежде чем приступать к осмотру, проведению болезненных и неприятных манипуляций, не пугать ребенка, а дать маленькому пациенту возможность присмотреться к новому человеку, расположить к себе даже самых недоверчивых детей».
Также нельзя не сказать о важности внеаудиторной деятельности студентов в рамках гражданско-патриотического воспитания. Свою гражданскую позицию по отдельным острым проблемам в здравоохранении студенты могут выразить в исследовательской работе. Так, например, в рамках кружка по инфекционным болезням рассматривалась проблема отказов населения от иммунопрофилактики и роль вакцинофобий в охвате иммунизацией разных слоев населения, отношение населения к иммунопрофилактике. Студентами проводилось исследование толерантности и отношение общества к ВИЧ-инфицированным пациентам. Проводя самостоятельные исследования, студенты смогли глубже понять и отобразить свою гражданскую позицию к выбранной проблеме, показать способы ее решения.
Весомую роль в формировании патриотизма и гражданственности принадлежит и мероприятиям в рамках Парада профессий. На отделениях проводятся различные викторины по инфекционным заболеваниям, вакцинопрофилактике. В рамках внеаудиторнорго мероприятия «Своя игра» на отделении «Лечебное дело» в сценарий и вопросы игры включены разделы: «Инфекционные болезни и русский язык», «Инфекционные болезни и изобразительное искусство», «Инфекционные болезни и литература». Сегодня, вряд ли кто будет сомневаться в том, настолько велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании полноценной личности, ее идеалов. Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения. В викторины по инфекционным заболеваниям включены вопросы по художественной русской литературе, произведениям классиков, которые описывают проявления инфекционных заболеваний. Это такие произведения как: А.П. Чехов «Волк», где описывается клиническая картина бешенства, А.П. Чехов «Тиф» с описанием картины сыпного делирия, В.В. Верисаева «Записки врача» и др. произведения, что является популяризацией русской литературы, повышая читательский интерес студентов.
Необходимо указать, что в истории человечества есть немало событий, которые не подлежат забвению, студенты должны знать имена наших великих ученых, гордиться их открытиями и вкладом в Российскую медицину. Так, например, в ходе изучения детских инфекций на практических занятиях и при проведении викторин по детским инфекциям возвращаемся к истории открытия специфических симптомов инфекционных заболеваний русскими учеными, разработке лекарственных препаратов, вакцин и т.д.
Следует также подчеркнуть, что в воспитании патриотизма у студенчества большое значение имеют и встречи с представителями медицинских организаций, выпускниками нашего колледжа. В ходе бесед с медицинскими работниками студенты получают информацию о своих будущих профессиях, успехах уже работающих специалистов в медицинской отрасли, необходимости верности избранной профессии после окончания колледжа, обретают новый виток своего развития и профессионального роста, несут огромный воспитательно-патриотический заряд.
Каких людей хотим мы видеть рядом, каких специалистов хотим выпускать? Все эти вопросы мы должны решать все вместе через реализацию Концепции воспитательной работы, где одним из основных направлений является гражданско-патриотическое воспитание студентов и обретение им опыта активной устойчивой гражданской позиции, развития инициативности, самостоятельности и готовности защищать интересы своей страны.
Наша задача – направить молодежь по правильному пути. Это наш вклад в будущее региона, и мы должны сделать все, от нас зависящее, прививать нашему молодому поколению ценности милосердия, добровольчества и взаимной поддержки, чтобы наше общество сохраняло свои исконные традиции, делающие нас единой семьей.
Список литературы:
- Шульженко, М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М.Э. Шульженко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. - №47 (181) – С.240-243. – URL: https://moluch.ru/archive/181|46664| (дата обращения: 25.09.2023).
Изображение от Freepik