Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2024 » Сентябрь » 22

Воспитание патриотизма и гражданственности на занятиях междисциплинарного цикла

Анищенко Наталья Сергеевна
Артамонова Наталья Викторовна
Лущенко Елена Николаевна


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова

Воспитание достойного гражданина – общая цель образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».

Гражданственность включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания подрастающего поколения. Чувство патриотизма – это результат познаний о своей Родине и создавшийся внутренний образ, который регулирует поведение человека.

Цель– создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.

Задачи:
- Формирование чувства ответственности, твердой гражданской позиции, стремления к самосовершенствованию;
- Повышение качества условий для реализации гражданско-патриотического воспитания;
- Развития его форм и методов с использованием новых технологий;
- Воспитания толерантности по отношению к представителям другой национальности;
- Формирование чувства гражданского долга;
- Формирование патриотических чувств по отношению к Родине, любви к своей культуре, чувства гордости за историю, традиции и достижения своего народа.

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из особо важных и сложных сфер воспитания молодежи. Его средствами формируется правильное мировоззрение (нравственные ориентиры, идеалы и принципы), происходит становление личностных качеств, необходимых для полноценной жизни молодого гражданина в условиях современного российского общества.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий.
Литература - предмет особый, его бессмысленно зубрить; литература – часть культуры, кладезь мудрости…Следовательно, миссия преподавателя - донести до учащихся опыт, накопленный тысячелетиями, научить их находить ответы на вечные вопросы, которые ставит перед ними жизнь: уважение к своей истории, культуре, традициям своего народа, к внутреннему миру любого человека и в итоге формировать осознанное патриотическое чувство. А когда они научатся этому, литература станет для них настоящим открытием.

Литература - это тот инструмент, при помощи которого создается модель будущего поколения, поэтому на преподавателе литературы лежит миссия воспитывать достойных граждан великой страны, неравнодушных к судьбе своей родины и народа. На занятиях поднимаются социальные, философские, психологические, нравственные, экологические проблемы. Нестандартные темы для сочинений активизируют мыслительную деятельность студентов, развивают способность критически оценивать ситуацию, вызывают интерес к изучению литературы. Такие темы вызывают у студентов живой интерес, они мыслят, рассуждают, сопереживают. Тема патриотизма в художественных произведениях рассматривается блоками:
1. Проблема фальшивого патриотизма (рассматриваем на примере произведения М.А.Шолохова «Тихий дон». Ненастоящий и лживый патриотизм обычно прикрывает гнусные и бесчестные поступки. Так, в романе Шолохова казаки отправляются на Первую Мировую войну. Их мотивируют высокопарными речами об отечестве и долге перед ним, но на самом деле солдаты едут на бойню за чужие интересы и на чужой земле. При этом те, кто громче всех призывает к войне, отсиживаются в кабинетах и не принимают участия в битвах. Когда Григорий попал в госпиталь после ранения, он был поражен, когда к ним в палаты пришёл равнодушный и безучастный член императорской семьи. Его речи об отечестве и благодарности звучали фальшиво, он лишь выполнял утомительную обязанность, не чувствуя того, что говорил. Именно так вели себя многие представители элиты: заставляли воевать других, прикрывая свои геополитические расчеты рассказами о патриотизме и долге.
2. Любовь к родине (Лирика С.А.Есенина, Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие…», А.Т.Твардовский «Василий Теркин»)
3. Измена родине (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», В.Быков «Сотников»
4. Социальные проблемы отечества и их решение (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо…, «Слово о полку Игореве»)
5. Преданность родине (М.А.Шолохов «Судьба человека»)
6. Проблема малой родины (А.П.Чехов «Вишневый сад», Б.Л.Васильев «Нестреляйте в белых лебедей»)
7. Патриотизм и нацизм: где грань? (В.Л. Кондратьев «Сашка»)
Сочинения приятно читать, так как они не списаны и каждое сочинение - это творчество, это мнение, это проба пера.

На уроках иностранного языка тема патриотизма изучается системно и последовательно на каждом курсе. В каждой теме проверяется усвоенная лексика, грамматика, умение составлять связные тексты и презентации определенной тематики.
1 курс - Мой город. Мой техникум. Российская Федерация (государственное устройство, символы, крупные города). Москва – столица России. Достопримечательности. Доклад на английском языке «Москва». Известные ученые и их открытия в России.
2 курс – Горное и геологическое высшее образование в России.
3 курс - Угледобывающие предприятия родного города. Эссе на тему «Выдающие ученые – представители русской горной школы». Доклад по теме «Разрезы Кузбасса»
4 курс - Крупнейшие угольные бассейны России. Кузбасс – наш край родной. Эссе «Промышленность Кузбасса». Презентация: «Черная жемчужина недр Кузбасса». Из истории города Прокопьевска. В.П.Романов.

Итак, можно сделать вывод, что составляющими системы патриотического воспитания являются:
- формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения;
- массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также преподавателями – кураторами не только в учебное время, но и во внеаудиторной работе;
- деятельность средств массовой информации.

Во всех учебных заведениях начало рабочей недели начинается с Разговора о самом важном, что способствует развитию гражданственности и патриотизма, так как уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.


Список использованных источников:

1. Лев Айзерман в статье «В контексте времени» (Литература в школе стр. 30) Краснюк С.Б.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. 5-е изд. М.: Просвещение, 2019. 159 с
3. Барменкова О.И., Кочергина А.Б. Обучение иностранным языкам в гимназии в условиях внедрения ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2019. № 3.С. 50–54
4. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 2001 № 4
5. Ёлкин С.М. , Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. - 2022. - № 1 (99). - С. 14-15.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar