Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Март » 27

О социальных проблемах студенческой молодежи

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО
г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: у молодежи есть определенный круг социальных проблем, которые она самостоятельно решить не может. Только целенаправленное и систематическое участие государства и всех органов власти в жизни молодого поколения поможет этой социальной группе их преодолеть.В статье приводятся результаты тестирования, касающегося социальных проблем, проведенного среди студентов СОФ МГРИ.

Ключевые слова: социальные проблемы, молодежь,причины, факторы,тестирование

Огромное количество молодых людей желают быть полезными своей стране, заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, создавать семью, воспитывать детей, не боясь очередного финансового кризиса. У молодежи есть определенный круг проблем, в том числе и социальных, которые она самостоятельно решить не может. Только целенаправленное и систематическое участие государства и всех органов власти в жизни молодого поколения поможет этой социальной группе их преодолеть.

Говоря о социальных проблемах молодежи, невозможно рассмотреть весь широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.

Для того, чтобы выяснить мнение студенческой молодежи о некоторых из социальных проблем, а также изучения их причин и факторов, нами было проведено социологическое исследование среди студентов СОФ МГРИ (СПО). Всего было опрошено 400 человек, по 100 студентов с каждого курса обучения. Возраст респондентов от 15 до 20 лет. Гипотеза исследования следующая: для решения социальных молодежных проблем наиболее эффективной является работа с молодежью, ориентированная на оптимизацию процессов социализации.

Каковы результаты анкетирования? Молодые люди по разному относятся к возникающим в их жизни, как и в жизни общества в целом, проблемам. Так какую из проблем они считают главной? Уверены, что это наркотики 32% студентов,25% указали алкоголь, 13% выбрали курение, а 30 думают, что это безработица.
Обычно (при возникновении какой-либо проблемы) ищут виновного в ее появлении. Мы задали вопрос более глобальный по масштабу: «Как Вы считаете, кто виноват в проблемах современной молодёжи?». Выяснилось, что 60% считают виновным государство, 32% уверены, что молодые люди сами в этом виновны. Возложили вину на своих родителей 8% студентов.

К чему сейчас стремится молодежь? Результаты ответов таковы: получить хорошее образование (36%); найти хорошую работу с достойным заработком (40%); создать семью (12%); создать собственный бизнес (6%); стать богатым человеком (4%); развить свои личностные возможности (2%).

Затем мы попросили респондентов определить, какая проблема в данный момент является для них самой значимой. Ответы респондентов распределились следующим образом: недостаток карманных денег (44%); проблемы в семье (18%); проблемы с учебой (32%); проблемы со здоровьем (5%); нет проблем (1%).
Как оценивают свое материальное положение (положение своей семьи) наши респонденты? Мы выяснили, что 26% семей, в которых проживают наши респонденты, являются малообеспеченными, следовательно, доход ниже минимального, а 38% имеют минимальный доход, требующий постоянной экономии. Оценили доход ниже среднего 23% студентов, 12% считают, что их семьи имеют средний доход. И только 1% опрошенных указал, что доход семьи выше среднего.

Далее мы перешли к выяснению мнения студентов о том, что представляет собой главная жизненная цель молодежи? Респонденты ответили так: наличие престижной собственности (2%); устройство на хорошую работу (28%); жизнь в достатке (32%); возможность быть самому себе хозяином (5%); получить высшее образование (10%); иметь семью и детей (15%); духовное и физическое развитие личности (8%).

Чем занимаются респонденты в свободное время? Больше всего (23%) встречаются с друзьями, 21% предпочитают общение в социальных сетях, 14% гуляют, 12% спят, 15% занимаются спортом, по 6% читают книги и периодические издания (в том числе и в электронном виде), и смотрят телевизор. Еще 5% играют в компьютерные игры.Также студенты указали, что с удовольствием посещают кинотеатры. Оказалось, 5% делают это ежемесячно, 85% ходят туда несколько раз в год, а 10% реже. Что касается спектаклей и концертов, то 69% первокурсников указали, что не посещают их вообще, а остальные отметили, что бывают несколько раз в год и реже.

Какая картина складывается с посещением музеев и выставок? Так, 24% там не бывают никогда, 11% делают это несколько раз в год, а 64% еще реже. Зато вообще не посещают кафе 11%, делают это несколько раз в неделю 15%, а 33% бывают там ежемесячно. Остальные – раз в год (39%) и реже (2%). А как относятся наши первокурсники к посещению спортзала, катанию на роликах и велосипедах? Характерно, что 5% делают это ежедневно, 8% - несколько раз в неделю, 24% - в месяц, 54% - в год, а остальные никогда.

Что касается уверенности в осуществлении планов на будущее, то ее выразило только 43% респондентов. На чью помощь надеются студенты при осуществлении своих планов? Возлагают надежду на родителей 48% молодых людей, считают, что им помогут друзья 8%. Думают, что государство может оказать помощь 24%, а 20% рассчитывают толшько на себя.

Насколько сегодня эффективна воспитательная работа с молодежью? Нам особенно интересно было узнать мнение наших респондентов, так как по роду своей профессиональной деятельности мы занимаемся не только обучением, но и воспитанием студентов в течение всего периода нахождения их в учебном заведении. Так, 34% считают воспитательную работу эффективной, так как проводятся различные мероприятия, акции, в которых, в том числе. участвовали и анкетируемые студенты. Еще 24% считают, что созданию и работе спортивных, оздоровительных центров уделяется больше всего внимания. Однако, 36% уверены, что воспитательная работа может быть оценена как мало эффективная, так как государство уделяет наименьшее внимание воспитательной работе с молодежью. И, наконец, 6% думают, что она не эффективна.

Далее, мы выяснили мнение наших респондентов об эффективности работы государственной молодежной политики. Считают ее эффективной 72% студентов, а 4% затруднились дать ответ. Какова деятельность учреждений органов по делам молодежи?
Это: оказание социальных услуг (18%); содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек (26%); все вышеперечисленное (56%).

Итак, мы выяснили, что основные причины социальных проблем студенческой молодежи связаны с проблемами «жизненного старта», а именно: с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д. Замечу, что недостаточная материальная обеспеченность, необходимость просить деньги у родителей, довольно часто способствует формированию у молодых людей социального инфантилизма. При этом у студентов усиливаются потребительские установки, а труд в структуре ценностей перемещается на более низкий уровень.

Проблемы социализации молодежи неразрывно связаны с семьей и семейными отношениями. Из ответов респондентов следует, что в настоящее время в обществе уменьшается значимость семейных и родственных отношений. К сожалению, произошли изменения и в социальных функциях семьи. Замечу, что миграция молодежи из села в город, заимствование внешних образцов поведения, как причины социальных проблем, требуют отдельного изучения и анализа.
Позиция молодежи в социальной структуре общества, с одной стороны, проявляется в повышении личной ответственности за свою судьбу, выбор социальных ценностей, профессии. С другой стороны, утрата нравственных ориентиров, приоритет товарно-денежных отношений в шкале человеческих ценностей, приводит к росту бездуховности молодежи, а затем к девиантному поведению и противоправному образу жизни.

Характерно, что в настоящее время значительно увеличились масштабы криминализации подрастающего поколения. Молодые люди все чаще говорят о таких типичных для их круга явлениях, как: скука, апатия, иждивенческие настроения, утрата смысла жизни, агрессивность. В связи с этим, необходимо, чтобы именно государство принимало все требующиеся меры для решения социальных проблем молодежи. Гипотеза, выдвинутая перед началом исследования, подтвердилась.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar