Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2020 » Март » 27

Результаты социологического исследования студенческих проблем

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО
г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: человеку приходится решать определенные проблемы в различные периоды его жизни. Не является исключением и время обучения в ССУЗе или ВУЗе. В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного в студенческой среде по выявлению проблем, с которыми сталкиваются студенты СОФ МГРИ.

Ключевые слова: студенческие проблемы, уровень проблемности, факторы,тестирование

В своей жизни каждый человек неизбежно сталкивается с проблемами. Конечно же, они различаются в соответствии с периодами жизни, причем, довольно существенно. Кроме того, люди, в замисимости от социального статуса, который они обретают, также решают разные проблемы. В связи с этим, молодежные (как и подростковые) проблемы можно выделить в отдельную категорию, в которой студенческие могут быть подкатегорией.

Как педагогическим работникам учебных заведений, нам, по ходу своей профессиональной деятельности постоянно приходится иметь дело с теми проблемами, которые волнуют студентов СОФ МГРИ, впрочем, и других ССУЗов и ВУЗов. С чем они связаны? Думаю, прежде всего, это связано с тем, что в настоящее время в стране не созданы достаточные условия для реализации молодежи прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное развитие личности.
Кроме того, все перемены в жизни общества, порождающие социальные проблемы, наиболее остро ощущаются студенческой молодежью, быстро реагирующей на них. Отмечу, что в основном проблемы студентов связаны с профессиональным и социальным самоопределением, недостаточным материальным обеспечением, трудоустройством, жилищными проблемами и так далее.

Для того, чтобы оказать помощь студентам, обучающимся в СОФ МГРИ, в их решении, нужно, прежде всего, быть в курсе тех трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди во время всего периода обучения. Хочу отметить, что в рамках работы лаборатории социологических исследований нами ежегодно проводится анкетирование студентов первого курса с целью выявления проблем, с которыми они сталкиваются в период адаптации к условиям обучения в новой среде, студенческому коллективу. Некоторым при этом приходится адаптироваться и к новым условиям проживания (в общежитии или на квартире, у родственников), если они не являются местными жителями.

Кроме того, проблемы различного характера возникают и в процессе учебы любом учебном заведении, причем, они связаны не только с учебно-воспитательным процессом. В связи с этим, для определения проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся, был проведен опрос 400 студентов СОФ МГРИ (СПО), с 1 по 4 курс, по 100 человек с каждого. Если делить респондентов по половому признаку, то в анкетировании участвовало 72% юношей и 28% девушек. Возраст тестируемых: от 15 до 20 лет.

Для того, чтобы проанализировать уровень проблемности студенческой молодежи в целом, необходимо было узнать, как оценивают свою жизненную ситуацию сами студенты. В связи с этим, респондентам было предложено отметить свой уровень проблемности на пятибалльной шкале, где 1 - минимальный уровень проблемности, 5 - максимальный. Как распределились ответы студентов?

Оказалось, что большинство студентов не оценивают свою жизнь, как проблемную. Так, минимальный уровень указали 24%, оценили его на 2 балла - 22%, на 3 балла -30%. Выше среднего, на 4 балла, оценили свой уровень проблемности 16%, а максимальный уровень проблемности -8%. Радует, что возникающие проблемы большинство (80%) респондентов рассматривает, как временные трудности, которые нужно просто преодолеть и не зацикливаться на них.

Какие факторы влияют на появление проблем у студентов? Для ответа на этот вопрос респондентам нужно было провести ранжирование предложенных им объективных и субъективных факторов. Оказалось, что студенты считают наиболее важными объективные факторы. Выбрали уровень материальной обеспеченности 70%, уровень жилищной обеспеченности -52%. Кроме того 26% отметили отсутствие соответствующего образования, а еще 24% - нет друзей, необходимых знакомств. Субъективные факторы, такие, как нехватка оптимизма (18%) и нехватка общительности (16%) оказались на последних местах.

Интересно было узнать, обращались ли наши респонденты для решения своих проблем к руководству учебного заведения или вышестоящим органам, выдвигали ли свои предложения? Оказалось, что только 26% делали это. Причем, все они отметили, что их внимательно выслушали и обозначенная проблема была решена. Остальные ответили, что никогда не выдвигали никаких предложений. Предполагая, что основная масса студентов испытывает трудности материального характера, мы задали респондентам вопрос об их финансовом положении, и о том, работают ли они и по какой причине? Оказалось, что не нуждаются в работе всего 18% опрошенных. Работают (преимущественно на старших курсах) 44%, остальные осознают необходимость работать, но не работают (хотя стараются подрабатать на каникулах и по возможности во время выходных).

Далее мы пытались выяснить причины, по которым молодые люди совмещают работу и учебу. Естественно, что на этот вопрос должны были дать ответ только работающие респонденты. Наиболее очевидный ответ: нужны деньги, выбрали 92% работающих. Еще 5% указали, что нужно нарабатывать опыт, а 2% написали, что «им нравится работа» и 1%- «чтобы занять свободное время.

Одной из студенческих проблем является проблема (или трудности) с жильем. Однако, в нашем учебном заведении эта проблема не является острой. Выяснилось, что 74% респондентов проживают с родителями, 20% поселились в общежитии, а 6% снимают жилье по собственному желанию. Все иногородние студенты отметили тот факт, что в СОФ МГРИ все желающие могут поселиться в общежитии. Кстати, 92% проживающих в нем удовлетворены созданными там условиями проживания. Кроме того, 56% отметили, что воспитатели и работники социально-воспитательного отдела постоянно занимаются организацией досуговых мероприятий. Еще 38% указали на предоставляемую проживающим в общежитии возможность заниматься в сортивном зале и тренажерном зале.

Затем мы обратились к анализу досуга студенческой молодежи. Что мы получили? Оказалось, что у 32% учеба и работа занимают все время, 30% указали, что занимаются спортом или посещают кружки. Встречи с друзьями занимают все свободное время у 28% респондентов, а 10% не занимаются ничем.

Важным фактором для успешной учебы является здоровье студентов. Как они его оценили? Выяснилось, что большинство опрошенных респондентов либо не болеют вообще (54%), либо имеют незначительные проблемы со здоровьем (36%), а 10% имеют какие-либо хронические заболевания. Однако, в данном случае мы имеем дело именно с личной оценкой состояния своего здоровья, а не реальным его состоянием.

Что касается удовлетворенности работой медицинского пункта, то 36% выбрали отрицательный ответ, 18% указали: «скорее не удовлетворены», 24% - «скорее удовлетворены», а 22% - «полностью удовлетворены».
Наше учебное заведение уделяет большое внимание организации досуговых мероприятий, кружков и секций для студентов. Кроме множества спортивных секций, работают кружки технического творчества, стрельбы из лука, военно-патриотический клуб, вокальная и танцевальная студии, лаборатория социологических исследований, медиацентр, команда КВН «Република Доминикана», школа геологов, школа ведущих и многие другие.

В связи с этим, 98% респондентов на вопрос: «Есть ли в Вашем учебном заведении спортивные секции, творческие или досуговые кружки?» ответили утвердительно. При этом принимают в них участие всего 64% опрошенных студентов.
Конечно, всех студентов, а особенно выпускных курсов, интересует вопрос трудоустройства. Осуществляет ли им в этом помощь учебное заведение? Радует, что 56% респондентов ответили, что такая помощь оказывается, 18% указали противоположное, а остальные написали, что не имеют информации на этот счет.

На каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи? Какое мнение высказали по этому поводу наши респонденты? Что касается обеспечения иногородних студентов жильем во время обучения в ССУЗе или ВУЗе, то 84% респондентов считают, что этот вопрос должно решать учебное заведение. Характерно, что 14% возложили в этом вопросе ответственность на государство, а 2% уверены, что проблему должны решать сами студенты.

Кого считают ответственным за состояние здоровья студенческой молодежи наши респонденты? Оказалось, что три четверти (75%) опрошенных считают самих себя ответственными за сохранение своего здоровья. Прямо как в знаменитой фразе: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Думаю, что это достаточно логично, ведь каждый человек знает все свои проблемы досконально и должен принимать меры для сохранения здоровья и проводить профилактические мероприятия.

Именно поэтому в СОФ МГРИ, как и в других учебных заведениях, планируется и организуется работа по пропаганде здорового образа жизни, которая неизменно охватывает весь период обучения, с первого по четвертый курс. Нужно сказать, что еще 20% студентов считает, что за их здоровье должно отвечать государство, ведь именно оно обязано заниматься совершенствованием системы здравоохранения. Однако, 5% респондентов все же возложили эту ответственность на учебное заведение.

В вопросах организации проведения досуга наши респонденты больше всего (66%) возлагают надежды на ВУЗ. Еще 14% уверены, что эти вопросы нужно решать на государственном уровне. Остальные указали, что студенты сами должны заниматься организацией своего досуга

Итак, нам удалось выяснить, что основные проблемы студентов связаны с их профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными и материальными проблемами и т.д., что говорит о необходимости системы социальной защиты, направленной на обеспечение социальных, правовых и экономических гарантий для каждого студента.

Оказывается, наши респонденты в решении студенческих проблем меньше всего рассчитывают на государство. Думаю, что это можно объяснить тем, что они мало верят в то, что могут получить от него какую то помощь. Гораздо больше надеятся студенты на руководство учебного заведения, считая, что оно намного ближе и к ним самим, и к проблемам, которые у них возникают во время обучения. Это достаточно логично, ведь именно ВУЗ или ССУЗ должен обеспечивать обучающимся удовлетворительные условия обучения. Однако, в большей мере, при решении своих проблем, студенты рассчитывают на собственные силы.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar