- 15.02.2023
- 5523 Просмотра
- Обсудить
Перфилова Оксана Викторовна,
преподаватель высшей категории
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
г. Нижний Новгород, Нижегородская область
Аннотация: Повышение эффективности занятия – важнейшая проблема, волнующая всех преподавателей. Снижение уровня мотивации, а соответственно и знаний (умений) в значительной степени объясняется качеством занятия. Качество занятия включает в себя не только надёжный стандарт, шаблон, но и эмоциональную составляющую всех субъектов учебного процесса. Преподаватель, как правило, играет роль источника эмоциональных сигналов и, поскольку мы говорим о мотивации, то необходимо понимать, что положительные эмоции – это созидательный двигатель, стимулирующий познавательную активность студентов, помогает крепко усваивать новые знания. Чуткое отношение к настроению обучающегося – свидетельство высокой культуры и профессионализма преподавателя!
Ключевые слова: Эмоции, эмоциональная сфера, стабилизация эмоционального состояния, познавательная активность, повышение эффективности занятия.
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт…
Нет. Успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем настроении».
Марсель Ашар
Эмоции расцвечивают жизнь любого человека. От них во многом зависит отношение учащихся к преподавателю, событиям, оценка поступков и действий. От эмоционального состояния обучающегося зависит производительность его учебной деятельности. От пессимистически или агрессивно настроенных студентов трудно ожидать ярких, свежих, оригинальных мыслей и решений, позитивного настроя на мотивированное изучение любой темы занятия. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции обучающихся может обусловить грубейшие ошибки в их обучении и воспитании.
Повышение эффективности занятия – важнейшая проблема, волнующая всех преподавателей. Снижение уровня мотивации, а соответственно и знаний (умений) в значительной степени объясняется качеством занятия. Качество занятия включает в себя не только надёжный стандарт, шаблон, но и эмоциональную составляющую всех субъектов учебного процесса.
Для медицинских работников эмоциональная устойчивость является одной из самых важных личностных характеристик, а юношеский возраст наиболее сенситивен к развитию эмоциональной устойчивости, осознанной регуляции психоэмоциональных состояний. Именно поэтому новое построение учебного занятия с применением различных форм стабилизации эмоциональной составляющей дополняет его, вносит позитивное оживление, разнообразие, повышает интерес к основной теме занятия, а значит, способствует совершенствованию учебного процесса.
«Устрица создаёт жемчужину из песчинки. Эта песчинка – раздражитель для устрицы. Реагируя на дискомфорт, устрица формирует защитную оболочку, избавляющую от раздражения. Эта защитная оболочка и есть жемчужина.» [1] Человек познаёт мир через эмоциональную память, соответственно эмоции играют огромную роль в формировании личности. Преподаватель, как правило, играет роль источника эмоциональных сигналов. И, к сожалению, как положительных, так и отрицательных. Поскольку мы говорим о мотивации, то необходимо понимать, что положительные эмоции – это созидательный двигатель, стимулирующий познавательную активность студентов, помогает крепко усваивать новые знания. Чуткое отношение к настроению обучающегося – свидетельство высокой культуры и профессионализма преподавателя! Любовь к предмету, особенно в подростковом возрасте – 1,2 курсы, определяются любовью и уважением к преподавателю.
База методических материалов для занятия должна включать не только методические рекомендации, снабженные разными вариантами методов, техник и приёмов стабилизации эмоционального состояния, но и разные по форме преподнесения учебного материала задания. Занятия должны быть разработаны с учётом современных изменений и с учётом результатов исследований о том, что большинству студентов трудно переносить длительную однообразную нагрузку (часто свойственную учебному процессу).
Например: Они включают в себя разного вида электронные плакаты (пример: https://view.genial.ly/6341bebf9ab4bd0018c39be2/interactive-image-perfilova-oksana ), инфографику, постеры, тестовые задания с работой по ним через куар код.
Так же можно создавать музыкальное сопровождение занятия, для снятия излишнего напряжения и окраски эмоциональной сферы.
Занятие, проведённое в положительном настрое, ведёт к развитию позитивных качеств личности, интеллектуальному, нравственному и социальному росту студента.
Конечно, преподавателю очень трудно всегда держать себя на высоте, но это наш профессиональный долг. Каждый из нас должен профессионально совершенствоваться и стараться не отступать от правильной линии поведения на занятии – это и является высшим педагогическим пилотажем.
Литературные источники:
- Гринбергер Д., Падески К. Разум рулит настроением. С-Пет-г, 2022.- С.342
- Изард К.Э. Психология эмоций СПб.: Питер, 2009.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011.
- Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 2004.
- Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. М., 2010.