- 20.04.2023
- 4538 Просмотров
- Обсудить
Зверева Надежда Сергеевна, преподаватель ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России
Кольцова Ольга Николаевна, преподаватель ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России
Повышение познавательной активности как одна из составляющих общеобразовательной подготовки обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе их профессионального обучения
Аннотация
В статье рассматриваются методы и приемы повышения познавательной активности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, значение их использования преподавателями общеобразовательных дисциплин в профессиональной подготовке студентов.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, познавательная активность, специальные образовательные и воспитательные условия, дифференцированный подход, формы, методы обучения.
Право на образование – одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья получение профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.
Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию и абилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Профессиональное образование призвано готовить конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных успешно адаптироваться, жить и работать в новом столетии. [2] Поэтому профессиональное образование призвано решать задачи не только освоения профессии, но и социальной адаптации, интеграции в учебный и трудовой коллективы, общество.
Задача образовательного учреждения – подготовить выпускника, обладающего образовательными и профессиональными компетенциями, позволяющими уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Получение профессионального образования студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования в пределах адаптированных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, социальную адаптацию. Важной составляющей подготовки специалистов среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста являются общеобразовательные дисциплины.
В Кинешемском технологическом техникуме-интернате существуют следующие общие принципы и правила работы в преподавании общеобразовательных дисциплин:
- дифференцированный подход к студентам;
- применение разнообразных средств обучения для предотвращения утомляемости студента (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование дидактического материала, физкультминутки, применение ИКТ);
- использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые общеучебные умения;
- проявление педагогического такта, создание «ситуации успеха», поощрение.
Одним из основных принципов обучения является принцип познавательной активности обучающихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения» [3].
Иными словами, под познавательной активностью можно понимать такой уровень личностного развития, который позволяет студенту гармонично встраиваться в коммуникационное пространство, решать повседневные задачи и стимулировать собственное развитие. При этом равные усилия могут давать разные результаты за счёт того, что каждая личность обладает собственным уровнем развития и интенсивностью познавательных процессов.
У большинства студентов первого курса отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является необходимым условием успешности процесса обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в работе преподавателя.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям студентов и их потребностям. Так как в группе обучаются студенты разных нозологических групп, то задачей преподавателя является отбор содержания материала в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации образовательного процесса.
Самый большой активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты учатся отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, рецензировать ответы и письменные работы одногруппников, объяснять более слабым студентам непонятный материал, самостоятельно выбирать посильное задание, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи. При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату.
Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации. Одна из них предложена М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
- репродуктивный;
- частично поисковый (эвристический);
- проблемное изложение;
- исследовательский [4].
Другая классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским, представлена тремя группами методов:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля [1].
Наиболее приемлемыми методами в практической работе преподавателя с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, считаются объяснительно-иллюстративный, поисковый, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов обучения повышает познавательную активность студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, совершенствует общеучебные умения, которые составляют основу для формирования профессионально важных качеств. А это, в свою очередь, способствует не только успешному овладению общеобразовательными дисциплинами, но и эффективному вхождению в профессиональную деятельность.
Список литературы
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989.
- Колесник, Н. Е. Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО / Н. Е. Колесник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5145/ (дата обращения: 22.09.2022).
- Митчел Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: Перспектива, 2011
- Современная дидактика: теория – практике/ Под.ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М., 1993