Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Февраль » 22

Реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет"

Ваниева Елена Витальевна
Платонова Людмила Витальевна

Волгоградский политехнический колледж им.В.И.Вернадского, преподаватели

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации форм взаимодействия предприятий реального сектора и образовательных организаций с целью приведения в соответствие уровня подготовки обучающихся с требованиями работодателя
Ключевые слова: профессионалитет, работодатель, образовательный кластер

В современных условиях многие высокотехнологичные промышленные предприятия испытывают не только недостаток производственных мощностей, уровня технической поддержки и обслуживания их, но и нехватку достаточно квалифицированных работников различного уровня: от инженерного до технического персонала. Поэтому у предприятий возникает необходимость поиска новых способов дальнейшего развития, оптимизации, повышения эффективности деятельности специалистов.

Дефицит квалифицированных сотрудников замедляет решение проблем повышения производительности труда, эффективности использования современных технологических процессов и оборудования, улучшения экологической ситуации. Все это обуславливает возникновение новых тенденций подготовки специалистов в современных реалиях.
В рамках экономического и социального развития нашей страны, был принят ряд Национальных проектов, одним из которых стал проект «Образование», включающий федеральный проект «Молодые профессионалы».
Данный проект направлен на «обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда».

В изменяющихся условиях социально-экономического развития должно изменяться и взаимодействие заинтересованных сторон - предприятий реального сектора (работодателя) и образовательной организации, должны применяться новые эффективные форматы совместной работы, позволяющие производству получить специалиста, отвечающего требованиям конкретного производственного цикла, максимально приблизить процесс обучения к его реальным потребностям.

Предлагаемые сегодня формы взаимодействия предприятий и образовательных организаций разнообразны, их главная задача – интегрировать процесс обучения в производство. Наибольшее распространение получили учебные фабрики-фирмы, образовательные кластеры, технологии решения стратегических задач «точка кипения», стартапы, молодежные проекты, содержащие перспективные бизнес-идеи.

В Волгоградском политехническом колледже им. В.И.Вернадского не первый год используют элементы учебной фабрики-фирмы, позволяющей объединить классические элементы образования с технологиями и техническими процессами производства. Так, например, для освоения профессиональных компетенций по специальности 18.02.12 «Технология аналитического контроля химических соединений», в программу учебной практики профессионального модуля «Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов» по рекомендации предприятия-партнера дополнительно введены методики анализа некоторых видов исходного сырья и продуктов производства.

В период прохождения производственной практики студенты –аналитики работают на рабочих местах стажерами, выполняя функции лаборанта химического анализа. Работа ведется под руководством наставника, который передает студентам профессиональные знания и умения, отвечает на вопросы, разбирает ошибки, развивает способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на стажера задачи, помогает быстрее включиться в работу и освоить корпоративные стандарты.

Дипломные работы студентов выполняются на основе конкретных производственных методик в аналитических лабораториях предприятия в соответствии с требованиями нормативных документов и соответствующей проверкой полученных результатов руководителем лаборатории.

Помимо дипломных работ итоговая государственная аттестация, по образовательным программам СПО включает демонстрационный экзамен. Это форма аттестации, предусматривающая выполнение обучающимися практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов.

Введение такой формы, предполагающей независимую экспертную оценку компетенций, позволит учитывать корпоративные стандарты работодателей и даст дополнительные возможности трудоустройства.

В течение нескольких лет в химических лабораториях колледжа проводится Региональный конкурс рабочих специальностей «Лаборант химического анализа», подготовкой к которому наряду с преподавателями занимаются и студенты выпускного курса: подбирают и готовят лабораторное оборудование к практическому туру конкурса, выполняют анализ продукта, предлагаемого на конкурс, с представлением результата анализа в соответствии с нормативными документами.

Также на базе нашего колледжа реализуется образовательный кластер в рамках федерального проекта «Профессионалитет» по компетенции Лабораторный химический анализ. Наша образовательная организация является основателем – грантополучателем кластера, связана с сетевой образовательной организацией Волгограда - колледжем машиностроения и связи и производственным предприятием АО «Каустик», который много лет является нашим социальным партнером.

В рамках кластера начата практическая подготовка обучающихся по специальности «Технология аналитического контроля химических соединений» (ТТОП-50 востребованных специальностей СПО по ФГОС), профессия лаборант химического анализа.

На сегодняшний день производственное предприятие обозначило основные аспекты подготовки специалистов, совместно с ведущими преподавателями специальности разрабатывает программы профессионального обучения с учетом направлений деятельности и производимой предприятием продукции, сделаны рекомендации по оснащению лабораторий колледжа необходимым оборудованием, нормативной документацией, ГОСТами и лабораторными методиками предприятия.

В программы общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей наряду с ОК (общими компетенциями), ПК (профессиональными компетенциями, введены КК (корпоративные компетенции), описывающие требования предприятия к своим сотрудникам.

С сетевой образовательной организацией, Волгоградским колледжем машиностроения и связи у нашего учебного заведения давно сложились хорошие деловые отношения, мы принимали участие в большом количестве совместных мероприятий: УМО преподавателей химии, Региональные УМО укрупненной группы специальностей 18.00.00 «Химические технологии», региональных чемпионатах WSR «Молодые профессионалы».

При разработке рабочих программ по профессии лаборант химического анализа также проводятся консультации с нашими коллегами из колледжа машиностроения и связи и ведущими специалистами лабораторий АО «Каустик».
При необходимости колледж представляет наши площадки участникам кластера для проведения учебных, методических занятий, курсов повышения квалификации и конкурсов профессионального мастерства.

Такое тесное профессиональное взаимодействие различных организаций позволит привести в соответствие уровень подготовки обучающихся с требованиями работодателя, укрепить связь практической подготовки с реальным производством, обеспечить потребность предприятия в квалифицированных работниках.

Качественные изменения, происходящие в сфере образования, поднимут престиж среднего профессионального образования, подтолкнут к самосовершенствованию молодого специалиста, будут способствовать возникновению новых идей в решении проблем развития технологий, улучшению экологии и рациональному использованию территорий, позволят обеспечить успешное экономическое развитие России.

Список источников
1.ФГОС СПО по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1554
2. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 г. № 387.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar