- 06.03.2023
- 3970 Просмотров
- Обсудить
Григорьева Наталия Сергеевна
Волжский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж»
Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту.
Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста. Математика формирует и помогает развить следующие интеллектуальные способности:
- умение обобщать, рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка, умение находить роль частного в общем;
- способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора;
- умение находить закономерности;
- умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы;
- способность быстро соображать и принимать решения.
Содержание математики при этом должно иметь прикладную направленность и интегрированный характер. Отметим, что прикладная направленность курса математики необходима. Для студентов важно уже с первых дней учебы в колледже видеть взаимосвязь изучаемых дисциплин с будущей профессиональной деятельностью. Не случайно среди первых вопросов на занятиях по математике звучат следующие: «А зачем мне это изучать, если я буду медсестрой?», «А как это пригодится мне в моей профессии?». Ответом на поставленные вопросы может быть систематическое использование в обучении математике медицинских понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов медицины.
Цели преподавания математики в колледже:
1) овладение обучающимися основами математических знаний;
2) формирование математической культуры обучающихся;
3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.
Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа – умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении специальных дисциплин.
Математика позволяет формировать следующие профессиональные знания будущей медицинской сестры:
- метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
- показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;
- медико-демографические показатели (показатели рождаемости и смертности населения, естественный прирост населения);
- показатели функционирования систем и органов человеческого организма;
- правила заполнения нормативной медицинской документации.
Одним из путей решения данных проблем я считаю активизацию познавательной деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время.
Активная познавательная деятельность учащихся на занятиях способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку, что, в свою очередь, помогает студентам чувствовать себя в аудитории более комфортно.
Активизации познавательной деятельности обучающихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных операций.
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, дает возможность открывать знания вместе с учениками.
Перспективность опыта: проблемная технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Технология проблемного обучения – современная образовательная технология деятельностного типа, поэтому позволяет реализовать требования ФГОС.
На мой взгляд, очевидно, что проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями
Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры соединяет в себе совокупность следующих математических умений:
- составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора;
- оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
- вести расчеты медико-демографических показателей,
- читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде;
- умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде таблиц и схем.
Возможных форм работы по осуществлению профессиональной направленности много. К ним можно отнести:
- составление и решение задач с производственным содержанием;
- иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионального цикла;
- использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для изучения нового материала по математике;
- применение на занятиях математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла;
- проектная и исследовательская деятельность студентов.
Большую роль для формирования математической составляющей профессиональной компетентности играют практико-ориентированные задачи. При решении задач с профессиональным содержанием формируется высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к математике.
В процессе решения студентами практико-ориентированных задач происходит обсуждение условия задачи, определяется алгоритм решения, интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности, применить полученные математические знания в будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность математической подготовки в медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков.
Список использованной литературы:
1. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа. - 2004. - №1. - С. 19-25.
2. Бастракова, Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Г. Бастракова. – Калуга, 2003. – 21 с.
3.Комарова Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.