Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Июнь » 17

Использование интерактивных технологий кооперативного обучения на уроках математики в начальной школе

Оленева Татьяна Владимировна

МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2, учитель начальных классов


Аннотация: Статья об интерактивных технологиях кооперативного обучения на уроках математики в начальной школе. Подчеркивается значимость формирования личностных качеств учащихся и роли математики в развитии компетентностей. В статье предлагаются методы улучшения учебного процесса с помощью интерактивных технологий и кооперативного обучения, рассматриваются этапы организации групповой и парной работы, а также подчеркивает важность творческих задач и умений решать задачи в группах и парах. Статья содержит практические рекомендации для эффективного взаимодействия в группах и делает вывод о том, что использование интерактивных технологий кооперативного обучения способствует развитию творческой самостоятельности младших школьников.

Ключевые слова: математика, интерактивные технологии кооперативного обучения, работа в парах, работа в микрогруппах, начальная школа.


Постановка проблемы в общем виде.

Реформирование образования в России направлено на развитие личности ученика и формирование востребованных качеств. Школьный выпускник должен быть творческой, критически мыслящей и самостоятельной личностью. Математика играет важную роль в этом процессе, поскольку способствует развитию указанных качеств. В начальной школе ученики формируют математическую компетентность, которая является базовой компетенцией. Государственный стандарт начального образования выделяет необходимость критической оценки данных, применения опыта математической деятельности для познания окружающего мира и использования математических методов для решения задач. Педагоги начальной школы должны сосредоточить внимание на творческом развитии учащихся, помогая им достичь положительных изменений и результатов обучения.

В ФГОС выделяются проблемы современной системы образования, такие как отсутствие мотивации учащихся, несистематизированные знания и устаревшие методы преподавания. Для совершенствования образовательного процесса важно активно использовать интерактивные технологии на уроках математики, которые способствуют формированию творческой личности ученика. Эти технологии развивают критическое мышление, самостоятельное обучение, активизируют познавательную деятельность и способствуют самореализации. Особое значение имеют интерактивные технологии кооперативного обучения, которые позволяют учащимся не только достичь высоких результатов в усвоении знаний и навыков, но и развивать коммуникативные навыки и творческое сотрудничество с товарищами по классу.

Анализ педагогической литературы показывает, что много исследований посвящено теоретическим аспектам интерактивного обучения. В частности, изучаются сущность и различные группы интерактивных технологий, а также формы их использования в учебной деятельности учащихся. Однако мало исследованы особенности применения интерактивных технологий, включая кооперативное обучение на уроках математики в начальной школе, и их роль в активном взаимодействии между участниками образовательного процесса.

Цель статьи - теоретически обосновать особенности использования интерактивных технологий кооперативного обучения на уроках математики в начальной школе.

Согласно И.А. Пожидаева, кооперативная форма учебной деятельности основана на сотрудничестве учащихся в группах для достижения общей цели. Исследовательницы выделяют различные интерактивные технологии кооперативного обучения, такие как работа в парах, микрогруппах, методы «Карусель», «Аквариум», «Диалог», «Ротационные тройки», поиск информации, синтез мыслей и круг идей [7, с.185].

Мы согласны с Г.Ч. Бешеровым в том, что конечный результат учебной деятельности зависит от совместных усилий, сотворчества и сотрудничества всего коллектива. Участники учебного процесса выступают в роли партнеров и союзников, а не соперников или конкурентов. Такая организация учебной деятельности способствует развитию навыков эффективной коммуникации, позволяет детям выражать свои мысли точно, толерантно и с целью достижения взаимопонимания [2, с. 25].

Организация кооперативной работы включает следующие этапы:
1) Учитель предоставляет подробную инструкцию по задаче.
2) Ученики объединяются в пары или микрогруппы.
3) Задание выполняется до тех пор, пока все члены группы не достигнут успешного решения.
4) Результаты исследования представляются.

Парная и групповая работа может применяться на уроках математики разных типов, таких как усвоение новых знаний, формирование практических умений и навыков, применение знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация знаний и т.д.

Для активизации познавательной деятельности и умственной активности учащихся на уроках математики, авторы рекомендуют использовать групповое и парное сотрудничество, работу в тройках, а также организацию учебного процесса в соответствии с интересами и предпочтениями учеников, включая коллективные обсуждения различных мнений [6, с. 456]. Особое внимание следует уделить групповому взаимодействию, которое привлекает младших школьников. Для поддержания их интереса необходимо научить учеников не только слушать учителя, но и своих одноклассников, соблюдая правила культуры общения. Это позволяет детям развивать навыки сотрудничества, обсуждать проблемные ситуации, искать различные способы их решения.

Для организации групповой работы на уроках, учителю рекомендуется следовать следующему алгоритму:
1) Объединить учащихся в группы размером от 3 до 5 человек.
2) Сообщить учащимся о распределении ролей внутри группы: спикер (руководитель), секретарь, посредник и докладчик.
3) Предоставить каждой группе понятные инструкции и конкретное задание.
4) Контролировать соблюдение временных рамок.
5) Предоставлять необходимую помощь каждой группе при необходимости.
6) Установить систему награждения.
7) Прокомментировать работу каждой группы [4, с. 35].

Для формирования вычислительных навыков и решения уравнений у младших школьников рекомендуется использовать работу в парах с постоянным и изменяемым составом. Формирование умения решать задачи эффективно осуществляется путем выполнения разнообразных задач в группах.

Например, при изучении темы «Решение составленных задач» рекомендуется проводить групповую деятельность. Учеников можно объединить в группы по определенным критериям, таким как цвета, времена года или названия цветов. Каждая группа получает одну и ту же задачу, например: «В вазе 29 цветов. Из них 3 ромашки, 5 тюльпанов, остальные - розы. Сколько роз в вазе?». После решения задачи каждая группа выполняет отдельное задание для проверки правильности ответа. Можно предложить творческие задания или тестовые упражнения.

Например, группе «подснежники» можно дать следующее задание: подчеркнуть выражение, которое является решением задачи:
а)29 + (5 – 3);
б)29 – (5 – 3);
в) 29 - (3 + 5).

Группе «тюльпаны» предложить найти правильный ответ на вопрос задачи: сколько роз в вазе?
а) 31 роза;
б) 27 роз;
в) 21 роза.

Группе «ландыши» - подчеркнуть арифметические действия, которые использованы для решения задачи:
а) 29 – 8 = 21 (тр.);
б) 5 – 3 = 2 (тр.);
в) 29 – 2 = 27 (тр.).

После выполнения индивидуальных заданий каждая группа должна обсудить свои результаты работы. Эффективным способом обсуждения является поочередное выражение мыслей каждым участником в указанном порядке. Это помогает учащимся научиться четко и кратко формулировать свои рассуждения и внимательно слушать своих товарищей.

После обсуждения результатов каждая группа должна представить их. Это позволяет учителю проверить, насколько хорошо учащиеся освоили алгоритм решения задач и могут применять его для выполнения тестовых и творческих заданий.

Во втором классе, при повторении темы «вычитание двузначных чисел без перехода через десяток» и задач сравнения результатов, рекомендуется использовать интерактивную часть урока, объединяя детей в группы с разными уровнями сложности задач. Например, группа «Солнышко» может выполнять задачи повышенной сложности, а группа «Дождик» - задачи средней сложности.

Задача более сложная уровня могут быть такого характера: «найдите ошибки в вычислениях и исправьте их»:

83 – 12 = 61 95 – 42 = 53

56 – 34 = 22 56 – 23 = 33

75 – 34 = 32 77 – 66 = 10

Группа «Солнышко» может выполнить следующие задания, работая над задачей «в магазине было 54 кг конфет. Продали 31 кг. На сколько больше килограммов конфет осталось, чем продали?»:
- Решить задачу самостоятельно.
- Изменить числовые данные и решить новую задачу.
- Придумать подобную задачу.

Группа «Дождик» может выполнять задания следующего уровня:
- Решить задачу с помощью учителя.
- Изменить числовые данные и решить новую задачу.
- Решить аналогичную задачу.

Дифференцированные задания позволяют ученикам работать в соответствии с их возможностями и способностями, создавая комфортную обстановку.

Е.С. Данилова рекомендует решать в группах задачи-загадки для стимулирования умственной деятельности младших школьников. Например, задачи о количестве шариков определенного цвета или о числе голов и ног на поляне. Такие задачи развивают аналитическое мышление, смекалку и находчивость [4, с. 35].

А.М. Евдокимова предлагает на уроках математики проводить упражнение «Монгольская игра» в небольших микрогруппах. В этой игре учащиеся создают композицию из геометрических фигур на определенную тему, такие как «Зоопарк», «Магазин» или «Цветник». Задача заключается в том, чтобы выложить фигуру по образцу, не наслаивая ее на другие фигуры. Это упражнение способствует развитию мышления, творческого воображения и мелкой моторики рук [5, с. 156].

Г.Ч. Бешеров формулирует преимущества групповой работы, включая принятие ценностей и потребностей товарищей, создание условий микрообщества, обратную связь и поддержку от одноклассников, паритетные отношения в творческом взаимодействии, поощрение раскрытия способностей каждого участника группы [2, с. 25].

Работа в парах является эффективной технологией кооперативного обучения, способствующей развитию коммуникативных навыков, критического мышления и умения дискутировать. Она особенно полезна на начальном этапе обучения в микрогруппах, так как дает время для обдумывания и обсуждения идей и плана действий перед выражением собственных суждений.

Организация работы в парах включает следующие шаги: 1) постановка вопроса или задания учителем; 2) объяснение вопроса; 3) индивидуальное продумывание возможных ответов или суждений (1-2 минуты); 4) объединение учащихся в пары и определение порядка высказывания; 5) предоставление времени для совместного обсуждения; 6) представление результатов работы и обмен идеями.

В первом классе при изучении темы «счет до 20 в прямом и обратном порядке», для устного счета рекомендуется проводить парную работу. В каждой паре один ученик записывает 5 однозначных и 5 двузначных чисел до 20, а другой задает вопросы о соседних числах, четных и нечетных числах, однозначных и двузначных числах, наибольшем и наименьшем числе в пределах 20, круглых числах. Затем дети меняются ролями, что помогает развивать навыки взаимоконтроля и взаимопроверки.

Для стимулирования творческого воображения и развития логического мышления можно проводить игру «шифровальщик», где парам даются выражения, которые нужно вычислить, чтобы отгадать зашифрованное слово. Каждому значению выражения соответствует определенная буква. Игра «шифровальщик» развивает вычислительные навыки и межличностное взаимодействие младших школьников.

Математические цепочки в игровой форме, например, задача про зайчика, который должен добраться до морковки и на каждой остановке нужно применить действие сложение или вычитание. (8+8-6+10=20), могут заинтересовать учащихся и привлечь их к изучению математики.

Творческое упражнение «дорисуйте фигурки» позволяет младшим школьникам развивать воображение, фантазию и создавать короткие истории по рисунку.

Игра «Засели домик» (рис. 1) в парах эффективно применяется для изучения и закрепления темы «состав чисел 2-10» в первом классе. Один ученик записывает числа, а другой выполняет роль учителя, контролирует и исправляет ошибки. Результаты работы обсуждаются в каждой паре.


Рис. 1. Дидактическая игра «Засели домик»


Буракова И.С., Щербакова Ю.Р. предлагает игры «Найди пару», «Незнайка» и «Верим-не верим» для организации парной и групповой работы на уроках математики [3, с. 29]. Метод парного взаимообучения включает объяснение решения примеров, задач или правил в парах, оценку работы одноклассников, что способствует активному взаимодействию и развитию коммуникативных навыков учащихся, а также усвоению и закреплению материала.

Для организации парной работы на уроках математики, рекомендуется предлагать учащимся математические ребусы, которые развивают смекалку и логическое мышление.

Методы парного сотрудничества включают обсуждение задач, анализ и исправление письменных заданий, тестирование и оценку друг друга, формулировку ответов на вопросы учителя, сопоставление записей.

Для эффективного взаимодействия и общения в парах, учащимся следует:

- ясно выражать свои мысли, аргументировать и иллюстрировать их примерами;

- использовать вербальные и невербальные средства поощрения (кивки головой, улыбки);

- задавать вопросы партнеру для лучшего понимания проблемы и нахождения эффективных решений;

- обращать внимание на язык тела, садясь лицом к собеседнику и устанавливая зрительный контакт.

Современный урок математики с использованием интерактивных технологий кооперативного обучения предоставляет множество преимуществ по сравнению с традиционной моделью. Учебный процесс становится творческим, интересным и диалогичным. Работая в группах и парах, младшие школьники развивают навыки самостоятельного решения задач, преодолевая трудности на пути к достижению цели. Использование интерактивных технологий способствует развитию у детей любознательности, ответственности, целеустремленности, настойчивости и коммуникативности.

Список литературы:

Апиш М.Н., Короп З.С. Использование игровых интерактивных технологий в начальной школе // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 12-2. С. 20-23.
Бешеров Г.Ч. Теоретические основы методов и приемов интерактивного обучения на уроках математики в начальной школе // В сборнике: Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016. С. 23-26.
Буракова И.С., Щербакова Ю.Р. Методы и приемы интерактивного обучения на уроках математики в начальной школе // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 27-30.
Данилова Е.С. Использование интерактивных технологий обучения на уроках в начальной школе // В сборнике: Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Отв. редактор и составитель Т.В. Пирязева. 2020. С. 33-37.
Евдокимова А.М. Интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе // Инновационная наука. 2018. № 12. С. 155-158.
Минаева Е.В., Булдыгерова Т.И., Фомичева И.В. Парная работа в учебной деятельности начальной школы // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12-2. С. 455-459.
Пожидаева И.А. Коллективная проектная деятельность в системе развития навыков сотрудничества младших школьников // Modern Science. 2020. № 4-2. С. 184-187.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar