Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Март » 10

Формирование коммуникативной компетенции на примере проектной деятельности как основополагающей для социализации студентов в обществе

Гаврищук Ирина Александровна, преподаватель иностранного языка ГОУ ВО МО
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Промышленно-экономический колледж

В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций при обучении иностранному языку важную роль играет коммуникативная компетенция.

Говоря о компетенции в целом, следует отметить, что в переводе с латинского языка, она представляет собой круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Коммуникативная компетенция – это не личностная характеристика человека, её сформированность проявляется в процессе общения. Вступать в процесс общения человеку приходится на протяжении всей жизни: будь то дошкольной учебное заведение, школа, колледж, университет или производство. Коммуникативная компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Именно коммуникативная компетенция является основополагающей в изучении иностранного языка.

Мы, преподаватели иностранного языка, на своих занятиях, а еще больше во внеурочной деятельности стараемся вовлекать обучающихся в совместную деятельность, которая способствует общению, а значит и формированию коммуникативной компетенции и социализации их в коллективе.

Самый распространенный вид работы на занятии иностранного языка – работа с текстом. Я практикую обсуждение прочитанного текста, так называемое аналитическое чтение. Для этого я подбираю тематический текст, который будет интересен для моих студентов. Мы отрабатываем его для всеобщего понимания и владения, я задаю вопросы по прочитанному тексту, прошу высказать своё мнение и отношение к прочитанному, согласие или несогласие по определенным пунктам. Придумываю ситуации для диалоговой беседы и групповые задания. Студенты, вовлекаясь в обсуждение, задают вопросы друг другу и, с удовольствием вступают в дискуссию. Так был построен урок о стрессах у подростков. На уроке мы определили причины, которые вызывают стресс у подростков, назвали способы борьбы со стрессами, причем выявили приемлемые и неприемлемые способы. Ребята назвали, какими способами каждый из них пользуется, борясь со своими проблемами. Затем были разыграны диалоговые ситуации, когда друзья делятся своими неприятностями и дают советы друг другу как с этим можно бороться. А закончили мы урок на оптимистической ноте, что все проблемы решаемы, нужно твердо верить в это, сохранять хорошее настроение и искать надежные пути решения. Многие социально значимые качества формируются в образовательном процессе. Подобные занятия я проводила о вреде курения, тогда урок назывался “Smoking and Cance” (Курение и рак), “What is a businesswoman nowadays” (О деловой женщине в современном мире).

Результаты социализации студентов выражаются в том, насколько студент принимает и соблюдает требования учебного заведения, насколько студент успешен в учебе, активен во внеучебной студенческой жизни.

Во внеучебной деятельности мы широко используем проектную технологию как средство социализации студентов. Выполнения тематических проектов является одним из наиболее эффективных видов работы. Студенты получают индивидуальные, парные или групповые задания, причем задания могут быть как научно-исследовательскими, так и творческими. Каждый студент 1курса выполняет индивидуальный проект по выбранному им предмету. В прошлом учебном году 2 студентки, выбравшие иностранный язык для выполнения проекта, выступили на Научо-практической конференции молодых ученых «Студенческая весна Подмосковью» и заняли 2 и 3 места. Одна из этих студенток принимала участие во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» стала победителем. Подобную деятельность мы ведем и на иностранном языке. Региональный конкурс проектов «Моя будущая профессия» проходил в прошлом году на базе нашего коллледжа. Студенты из 20 ССУЗов Подмосковья представляли свои проекты. Студенты представляли проекты о своей будущей профессии на английском языке, сопровождая их презентациями или видеороликами. Защита проектов проходила в 2 секциях, так как жюри предстояло выслушать 43 участника. Студенты проявили языковые и творческие способности. Уровень подготовленности обучающихся оценивало высокопрофессиональное жюри, в состав которого входили преподаватели сторонних учебных заведений. В этом учебном году мы проводили языковую конференцию «Культурное наследие России для иностранных гостей», где студенты представляли проекты на английском языке о достопримечательностях, великих людях и ремеслах России. В конференции приняли участие 54 проекта из 29 образовательных организаций СПО Подмосковья.

Данные мероприятие имеют хорошую обучающую и развивающую ценность. Они способствует формированию у обучающихся профессионализма, мотивации к изучению иностранного языка, развитию коммуникативной компетенции, развивают культуру речи и культуру общения, повышают уровень владения изучаемого языка. Студенты - народ находчивый, изобретательный и очень креативный. А, сплачиваясь вместе, общаясь друг с другом они создают великолепные проекты.

Наш колледжный вокальный ансамбль, который выступает на фестивалях песни на иностранном языке занял первое место с песней “Behind blue eyes”. Многие вокальные выступления сопровождаются танцевальными номерами, которые также готовят наши студенты. Конечно, всем этим выступлениям и реализованным проектам предшествует тщательная работа преподавателей, как по иностранному языку, так и по сплочению обучающихся, созданию комфортных условий работы коллектива, социализации студентов в данном коллективе. Но, когда раскрываются самые замкнутые и необщительные студенты, когда они начинают показывать великолепные результаты в совместной работе. Разве это не высшее наслаждение для преподавателя.

Наш век - век развития коммуникационных технологий.На внеурочных мероприятиях по английскому языку мы формируем коммуникативную компетенцию на протяжении всего периода обучения – от школьного учреждения до предприятия, то есть способность и готовность студентов осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также друг с другом.

Преподавателя выполняет роль создателя условий для коммуникации студентов, наставника, посредника в их совместной работе. Данная позиция может значительно преобразовать образовательный процесс и положительно повлиять на социализацию студентов в коллективе.

Литература
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки// Высшее образование в России. 2010. № 3.
2. Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, — А.: Человек и общество, 2014. С 79–81.
3. Арискин М. В. Проблема занятости молодежи и пути ее решения //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 11–12 (45–46). С. 21–23.
Фото: ru.freepik.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar