- 22.08.2023
- 4476 Просмотров
- Обсудить
Байко Анжелика Петровна старший преподаватель кафедры педагогики СКД БГУКИ
Аннотация: В последнее время духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающих поколений в Республики Беларусь отводится приоритетная роль. Всё большее распространение получает рассмотрение патриотизма как ценности, имеющей исторические, социально-культурные, духовные и иные предпосылки, позволяющие аккумулировать весь массив в единое комплексное образование. В подростковом возрасте формирование патриотизма целесообразно выстраивать с опорой на глубинный фундамент бытия народа и семейные традиции почитания предков с сохранением исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Накопленный за годы арсенал эффективных средств патриотического воспитания подростков продолжает пополняться современными формами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, подростковый возраст, формы социально-культурной деятельности.
Вопросы патриотизма и патриотического воспитания изучаются в педагогической отрасли, в философии, культурологии, социологии и политологии. Патриотизм рассматривается вместе с понятиями «идеология» и «национализм».
Зародившись в рамках мифологического сознания, основываясь на кровных связях и родственных чувствах, патриотизм, в трактовке законов современного государства, должен проявляться в любви, уважении, гордости за свой народ, свою страну, стремлении защищать, приумножать ее достижения. Наполняемость и направленность патриотизма определяются национальной идеей и базируются на основных нравственных опорах: исторической памяти, чувстве национальной гордости, долге пред Отечеством. В своём содержании феномен патриотизма интегрирует когнитивный, мировоззренческий и деятельностно-поведенческий компоненты, которые являются фундаментом патриотизма, при этом выражают интересы общества и государства, и содержат динамическую, созидательную, направленную в будущее программу социальной жизнедеятельности.
В качестве зрелого социального феномена патриотизм впервые сформировался в эпоху Древней Греции, далее получил свое классическое развитие и философскую трактовку в Древнем Риме. В период Средневековья патриотизм в основном опирался на религиозные догматы. И только в эпоху Ренессанса осмысление понятия «патриотизма» перерождается, – становление человека гражданином-патриотом начинает истолковываться как достаточно сложный процесс. Патриотизм становится связующим элементом в системе государство-общество-личность. Патриотизм проявляется в участии граждан в решении ряда проблем общества, что невозможно без познания и понимания последними своей роли в истории и национальной культуры. Рассмотрение патриотизма как социального чувства, выражающегося в готовности пожертвовать своими витальными (физиологическими, органическими) и экзистенциальными (связанные со «смыслом жизни» и разрешением «вечных» истин) потребностями, обусловлено многовековым развитием философской мысли и смежных наук.
На уровне личностных качеств гражданский патриотизм представляют собой современное мировоззрение, которому соответствуют установки и ценности; готовность выполнить конституционный долг; любовь к большой и малой Родине; общественно значимые поведение и деятельность; социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность. Важным является наличие компонентов национальной идентичности и самоидентификации, когда «образ мы» включает представлениями «о других», о языке, месте проживания, об историческом прошлом, государственность. Вот почему при воспитании гражданско-патриотической культуры рекомендуется обеспечивать интеграцию трех взаимозависимых компонентов:
− когнитивного (знания об исторических корнях своей Родины и своего народа, их место в мировом развитии, осознание значимости этих знаний как личностно ценных);
− эмоционального (наличие чувства уважения к другим людям, любви к своей земле, проявление заботы и рачительности хозяина в любой ситуации с целью сохранения богатств и ценностей своей страны и себя как личности);
− деятельностного (стремление и способность проявлять себя в делах, в том числе заботиться о пожилых людей, детях и инвалидах, проявлять глубокую заинтересованность в сохранении окружающей среды, сбережении памятников старины, реликвий своего рода, народного наследия и т.д.). Эти компоненты в единстве формируют гражданина-патриота – знающего, чувствительного и деятельностного. Причем, именно в деятельности выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей гражданского патриотизма, происходит самореализация и осознание своей значимости, полезности обществу [1. с. 330].
Как отмечает профессор А.И Осипов, идеологические основы патриотизма, в отличие от основ мировоззренческих, относятся к вторичным ценностным образованиям, а это более узкие основания, они более подвержены влияниям, доступны для воздействия со стороны соответствующих структур, а значит, более управляемы и менее устойчивы [2]. С приходом «новых идеологий» эти основания всегда подвергаются глубинным трансформациям, если не разрушению. Патриотизм же, воспитанный на духовно-нравственных и религиозных основах, несравненно глубже и прочнее идеологического патриотизма, потому что них и основывается истинная любовь к Родине, своей Отчизне, а не просто на любви к государству, партии, классу, вождю, которая имеет в своей основе политико-идеологический смысл.
А. Павлов, рассматривая краткую историю понятия «патриотизм», с опорой на реальные факты проявления советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны, которые не были выдумкой коммунистической пропаганды, утверждает, что советский народ выстоял и победил в этой жестокой и кровавой войне в первую очередь поэтому, что произошел мощный подъем патриотизма, обусловленный именно духовно-нравственными причинами: «Чувство патриотизма в нравственном (да и чудом сохранившемся в душе народа религиозном) аспекте в годы Великой Отечественной войны проявилось особенно ярко. Конечно, большую, а возможно, и во многом решающую роль сыграл здесь и нравственный кодекс «строителя коммунизма», впрочем, фактически «списанный» советской идеологией с догматических заповедей христианства» [3, с. 179]. Поэтому следует в зависимости от форм проявления различать:
- патриотический индифферентизм (безразличное, равнодушное отношение к объекту патриотизма, вплоть до его полного забвения);
- аффективный патриотизм (активное проявление патриотических чувств, вызванное глубоким переживанием своей принадлежности к объекту патриотизма), который в вышеописанном примере проявлялся в героизме и самоотверженности советских людей, удивлявшем не только своих союзников, но и врага.
Патриотическое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно важен подростковый этап в формировании личности человека и гражданина. Упущения в воспитании этого чувства в подростковом возрасте чреваты крайним дефицитом патриотически настроенных граждан в частности и отсутствием гражданского общества в стране в целом.
Современное белорусское государство, безусловно, предпринимает попытки создать стройную систему гражданско-патриотического (в том числе) воспитания детей и молодежи (пионерская организация, БРСМ и т.п.). Но беда в том, что инициатива этих попыток не всегда учитывает веками сложившихся в народе тех самых духовно-культурных ценностей, движущих его (народа) жизнью мотивов, архетипов и лекал (шаблонов), свойственных его мировосприятию. А в сочетании с апатией – налицо то самое «безразличное, равнодушное отношение к объекту патриотизма (стране, государству, родине), вплоть до его полного забвения» [4, с. 180]. Истинный, «высокий» патриотизм, как известно, начинается с любви к своей «малой» родине – к тем местам и людям, где родился и вырос. Персональные ценностные ориентации (духовный мир) определяют устремления человека, которые он реализует в жизни (проявления его морали, нравственности в поступках). Следовательно, наполнение, продвижение и закрепление в сознании определенных духовных ценностей является фундаментальной основой системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
Опрос 100 студентов заочного отделения БГУКИ, обучающихся по специальности «социально-культурная деятельность» и работающих с подростковой аудиторией, позволил выявить три основные проблемы в вопросах патриотического воспитания подростков:
- дефицит духовно-нравственных ценностей,
- слабые познания в области национальной культуры, истории своей малой родины,
- недостаточная организация интересных подросткам форм социально-культурной деятельности гражданско-патриотической направленности.
Особенности протекания физиологических и психологических процессов в подростковом возрасте приводят к изменению важнейших взаимосвязанных между собой процессов: психического развития и социальной адаптации подростка. Эти психические процессы зависят от ряда условий, но в первую очередь от внутрисемейных отношений и взаимоотношений в коллективе сверстников. В отрыве от семьи, от ее традиций почитания предков, сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений будет крайне затруднительно формировать патриотизма у подростков. Без семьи вся работа по воспитанию подлинных гражданин-патриотов не даст должных результатов, – влияние семьи огромно, она первоначальный источник и главное звено в передаче личности социально-исторического опыта. Семья закладывает жизненные позиции и преподает уроки нравственности. Но это лишь один из целого перечня факторов воспитания патриотизма у подростков: - привязанность к месту рождения; - общность языка;
- культурная общность; - социальная общность; - религиозная общность; - педагогическое воздействие на сферу направленности личности; - связь патриотизма и исторической общности; - связь патриотизма и государственной общности; - связь гражданственности и патриотизма; - взаимосвязь времен и поколений, обеспечивающая общественное развитие; - историческая память; - проблема культуры патриотизма в обществе в целом. Такая многофакторность диктует необходимость передачи культурных ценностей прошлого и настоящего, познания и сохранения их в настоящем и будущем, с созданием и сохранением единого пространства для совместного взаимодействия взрослых и подростков во имя гуманной миссии. Проблема же воспитания патриотизма в настоящее время актуализирована в связи с дальнейшим углублением процессов интернационализации, региональной, межгосударственной и планетарной интеграции. Самой уязвимой частью любого общества в данных условиях становится именно подростковая группа с ее незащищенностью и желанием проявить себя. Современная семья, утрачивая прежние устои и традиции и не успевая сформировать новые формы семейного уклада, переживает в настоящее время сложный этап, проявляющийся в углублении кризиса духовной сферы семьи, в ослаблении внимания именно к духовным ценностям и концентрации внимания на ценностях материальных. В условиях такой нестабильности семьи, с потерей ценностных и социальных ориентиров подростки оказываются предоставленными самим себе и легко попадают под влияние социальных сетей и «значимых взрослых». В современном обществе огромному воздействию средств массовой информации на подростков, в том числе интернету, с его повсеместной доступной «всемирной паутиной», стало практически невозможно противостоять (особенно негативным влияниям), например, распространению среди молодежи, включая и подростков, культов «потребительства» и нигилизма. Нельзя, конечно, во всем обвинять интернет, но часто благодаря именно его воздействию в подростковой среде растут проявления социальной апатии, отчужденности, пассивности. Не редкостью становятся в ней проявления подростковой агрессии и даже экстремизма. К неизбежному росту подростковой преступности приводит неконтролируемость досугового времени подростков, наличие денег, которые позволяют приобретать и употреблять алкоголь и наркотики, стремление любой ценой удовлетворять «взрослые» запросы и материальные интересы за счет других людей (воровство, кража, насилие), – это происходит при отсутствии устойчивых нравственных ориентиров. Все заметнее, что стихийный фактор социальной среды начинает доминировать над системой целенаправленного воспитания. Личность подростка, его духовный мир зачастую формируются без участия семьи и учителей. Становится предельно ясно, что в такой ситуации не выполняется главная функция воспитания – способствовать личностному становлению подростка, формированию его готовности к реализации себя в системе общества, в том числе в роли патриота своей Родины.
Противоречие между осознаваемой необходимостью духовной связи с родным народом с одной стороны и с утратой у части населения интереса и уважения к своей истории и национальной культуре, осложняет ситуацию по воспитанию подросткового патриотизма, так же как и недостаточно высокий уровень подготовленности к такому роду занятий родителей. Выделяются несколько направлений для преодоления данного противоречия:
- психолого-педагогическая работа с обучающимися, направленная на развитие их духовности и патриотичности;
- организация взаимодействия с родителями обучающихся, направленного на развитие патриотизма и духовности в семье,
- организация взаимодействия с общественными организациями, учреждениями культуры, укрепление связей с представителями религиозных конфессий и средствами массовой информации.
Среди структурных компонентов содержательного наполнения патриотического воспитания в соответствии с понятием «патриотизма» выделяются:
– чувство Родины, т. е. наличие среди положительных эмоций подростка почитания места, где он родился, как своей Родины. Причём данное восприятие будет тем шире (от своего двора, улицы, города до областных и республиканских масштабов), чем более осознанным будет восприятие границ данным конкретным индивидом;
– почитание и уважение своих предков, сохранение родовых корней;
– сохранение, сбережение, уважение обычаев и традиций данной территориальной среды;
– доброжелательность и терпимость к своим землякам;
– конкретные каждодневные дела по улучшению состояния своей Родины, её обустройство и развитие (начиная от поддержания порядка в собственном доме, на улице, дружеских отношений с соседями до должного развития своего города и Отчизны в целом);
– желание использовать свои силы и возможности с целью сохранения и развития Отечества;
– гордость за своё Отечество, государственную символику, свой народ;
– чувство долга перед Родиной, желание сохранять и приумножать честь и славу своего Отечества;
– защита своего Отечества, начиная от физической, территориальной, политической, культурной целостности государства до сбережения нации в целом;
– ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Белорусские ученые и педагоги-практики Л. И. Жук, Е. Н. Подоляк, В.В. Химаков, Е.В. Осипенко, И. А. Царик, В.Н. Щамель, Е. И. Юхо и другие [5, 6, 7, 8, 9] предлагают в дополнение к школьным урокам мужества шире использовать в работе с семьями подростков следующие формы социально-культурной деятельности патриотической направленности:
- звездные походы,
- дни воинской славы,
- Вахты памяти у Вечного огня,
- шефская помощь,
- тематические экскурсии в воинские части и музеи,
- просмотр с обсуждением кинофильмов о войне,
- военно-спортивные игры («Зарничка», «Зарница») и квест-игры,
- спартакиада допризывной молодежи и др. спортивно-массовые мероприятия,
- патриотические проекты и конкурсы,
- шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам,
- поисковые экспедиции,
- презентации результатов исследовательских работ и др.
Большой потенциал у квест-экскурсий, которые обладают всеми необходимыми характеристиками квеста и экскурсии: продолжительность от одного часа до суток; подготовка маршрута и заданий экскурсоводом; четко сформулированная тема, дающая направление экскурсии; осмотр экскурсионных объектов и ознакомление с ними; наличие конечной цели, которую необходимо достичь после выполнения всех заданий и условий. Основное преимущество квестов-экскурсий – самостоятельное изучение объектов с помощью сюжетной игры, которая позволяет участникам находиться в непривычных жизненных условиях и ролях. Достоинства квест-экскурсий позволяют отнести их к эффективным формам СКД патриотической направленности, как и квесты с онлайн заданиями, создание авторских «Тайных маршрутов» и т.п.
Кроме того, с учетом изученного опыта уже работающих военно-патриотических клубов в помощь руководителям по военно-патриотическому воспитанию Министерство образования Республики Беларусь готовит к выходу научное пособие и методические рекомендации по организации деятельности таких клубов. В статье директора ГУДО «Центр туризма и краеведения детей и молодежи Крупского района» Е. Н. Подоляк представлен опыт военно-патриотического клуба, как эффективной формы воспитательной работы [4]. Из заявленных перспектив, – на базе Кобринского укрепления Брестской крепости, где уже работает патриотический центр, собираются создать Республиканский центр патриотического воспитания молодежи, который будет работать в сотрудничестве с Россией. В нашей стране подготовлена хорошая нормативная база организации разнообразной социально-культурной деятельности патриотической направленности.
Резюмируя, патриотизм – не эмоция, а принятая, осознанная мировоззренческая позиция, которую необходимо изучать и формировать в системе, в согласованном взаимодействии всех социальных институтов. Патриотизм – это проявление любви к своему Отечеству, непременная связь с его историей, культурой, проблемами, достижениями, являющими собой духовно-нравственную основу личности, выступающими в основе формирования гражданской позиции и потребности в достойном и добровольном служении Родине. Главное в феномене патриотизма – это непременная национально-культурная и этническая составляющие. В условиях девальвации духовно-нравственных ценностей организация социально-культурной деятельности подростков патриотической направленности имеет статус масштабной государственной задачи, среди механизмов решения которой выделяются: организация патриотического воспитания с многообразием форм СКД. При выборе форм организации социально-культурной деятельности патриотической направленности важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовленности, склонности и интересы подростков, направленность и место жительства. Патриотизм способен стать источником духовных и нравственных сил как отдельного подростка, так и жизнестойкости, силы, здоровья общества в целом.
Список литературы
1. Байко, А. П. Духоўнасць, патрыятычнасць і сацыяльная актыўнасць як паказчыкі грамадзянскай культуры студэнтаў-валанцёраў / А. П. Байко // Культура: открытый формат - 2013 : сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2013. – С. 329-333.
2. Осипов, А.И. Идеологические и мировоззренческие основания патриотического воспитания / А.И Осипов // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019.– С. 80-83
3. Павлов, А. Патриотизм. Очень краткая история идеи / А. Павлов // Философская антропология. – 2018. – Т. 4. – №. 1. – С. 175-191.
4. Подоляк, Е. Н. Патриотизм доказывается делом! / Е. Н. Подоляк // Образование Минщины. – 2021. – № 1. – С. 74–77
5. Уроки мужества : вечная память героям / [ред.-сост. Л. И. Жук]. – Минск : Красико-Принт, 2014. – 126 с.
6. Химаков, В.В. Поход выходного дня : практическое руководство / В.В. Химаков, Е.В. Осипенко ; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф.Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф.Скорины, 2016. – 47 с.
7. Царик, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание : информационный аспект / И. А. Царик // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2014. – № 2. – С. 6–10.
8. Щамель, В.Н. За честь Отчизны постоим / В.Н. Щамель // Пазашкольнае выхаванне. – Серыя "У дапамогу педагогу". – 2010. – № 5. – С. 30-31. – Опыт работы по патриотическому воспитанию детей и подростков НДЦ «Зубренок».
9. Юхо, Е. И. Экскурсия с элементами шоу / Е. И. Юхо // Образование Минщины. – 2019. – № 6. – С. 80-82.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.