- 10.12.2023
- 4443 Просмотра
- Обсудить
педагог-психолог, преподаватель психологии
Сухоложский филиал ГБПOУ «Свердловский областной медицинский колледж»
Аннотация: В современной ситуации постоянных изменений трудовая деятельность медицинских работников предъявляет все более высокие требования не только к профессиональным знаниям, умениям и компетенциям, но и к уровню их психоэмоциональной устойчивости.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, медицинский работник, профессионально важное качество.
Одним из базовых требований к медицинскому специалисту в настоящее время является стрессоустойчивость «как способность совладать со стрессами в повседневной и профессиональной жизни». Эта проблема имеет научный интерес и значимость, на практике деятельность медработников связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях.
Профессиональная деятельность медсестры, фельдшера предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Пациенты ждут от медицинских работников сочувствия, заботливости, сострадания. Данные условия работы влияют на снижение психологической устойчивость специалиста, что приводит к эмоциональному выгоранию, что в дальнейшем начинает влиять на качество работы и качество жизни человека в целом.
Исследование, проведенное среди медицинских сестер крупного городского многопрофильного стационара (115 чел.), которое включало анкетирование и тестирование с использованием специальных методик показало следующее: 40,2% опрошенных указали, что испытывают стресс ежедневно. 80,4% отметили, что стресс негативно влияет на их профессиональную деятельность.
В связи с вышесказанным, остро стоит вопрос о формировании стрессоустойчивости будущих медицинских работников. От устойчивости к стрессу зависит надежность и успех профессиональной деятельности.
Стрессоустойчивость взаимосвязана с наличием навыков саморегуляции, а также внутренних психологических ресурсов. В психологической науке нет единого понимания содержания «стрессоустойчивости» а, следовательно, нет единого определения этого понятия.
Стрессоустойчивость представляет собой сложное, многоуровневое качество личности, индивидуальное психологическое свойство, которое позволяет успешно противостоять негативным факторам окружающей среды, сохраняя при этом оптимальное психическое, эмоциональное состояние и способность выполнять ту или иную деятельность на прежнем высоком уровне эффективности.
Следует отметить, что стрессоустойчивость свойственна тем работникам, которые обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности, высоким интеллектом, волей и эмоциональной стабильностью, а также владеют эффективными методами саморегуляции, позволяющими им существенно повышать свою способность к преодолению физических и психических нагрузок.
Профессиональный стресс - это особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок.
На возникновение профессионального стресса оказывают влияние следующие факторы.
Факторы, связанные с трудовой деятельностью
Интенсивность работы.
Выделенное время на выполнение работы.
Внештатные ситуации, которые меняют привычный уклад работы.
Многозадачность, сложность задач.
Недостаток ресурсов или информации.
Организационные факторы
Организационные факторы профессионального стресса - это факторы, которые связаны с правилами и традициями производственной организации. К ним относятся:
Противоречия в регламентах и инструкциях.
Несправедливые формы оплаты труда.
Несправедливые оценки процессов и результатов труда со стороны администрации.
Личностные факторы
Повышенная личностная тревожность, эмоциональная лабильность.
Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей).
Пассивность, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.
Наиболее частой формой проявления профессионального стресса является «синдром эмоционального выгорания» - состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Развитие синдрома «выгорания» можно разделить на стадии, однако, как протекает и проявляется синдром, уже напрямую зависит от индивидуальных характеристик человека, и условий, в которых протекает его профессиональная деятельность.
С целью изучения профессионально важных качеств, стрессоустойчивости будущих медицинских работников педагогом-психологом проводятся психологические исследования обучающихся начиная с первого курса. Результаты исследований последних лет показывают, что обучающиеся довольно часто испытывают стрессовые ситуации, недостаточно знают методы психической саморегуляции, преодоления стресса и хотели бы повысить уровень своих знаний по вопросам профилактики стресса.
С целью сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, повышения их стрессоустойчивости, обучения конструктивным способам совладания со стрессом педагогом-психологом проводятся мероприятия:
- профилактические беседы в учебных группах «Профилактика стресса и кризисных ситуации», «Профилактика конфликтов в студенческой среде»;
- тренинги «Управление временем», «Как избежать экзаменационного стресса», «Депрессия и способы борьбы с ней»;
- индивидуальное психологическое консультирование студентов, оказавшихся в стрессовой ситуации.
В рамках Всемирного Дня психического здоровья и Международного дня борьбы с депрессией ежегодно проводятся акции: «Зарядись позитивом», «Возьмите то, чего Вам не хватает для счастья», тренинги «Нарисуй свое настроение», на которых обучающиеся знакомятся с методами арттерапии, помогающими лучше понять свое эмоциональное состояние, справиться с негативными эмоциями и развивать эмоциональный интеллект.
Таким образом, данная работа способствует формированию стрессоустойчивости, как профессионально важного качества будущих медицинских работников, которое является неотъемлемым аспектом профессиональной культуры специалиста.
Литература
1.Бодров, В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление» // ПЕР СЭ, 2019 - 528 с.
2.Васильев С. В. «Синдром профессионального выгорания // Медицинская сестра». 2019. № 3. С. 30–32.
3.Петрова Н.Г. Погосян С.Г. Эпельман Б.В. «О проблеме стресса среди среднего медицинского персонала. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье».2020.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.