Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Декабрь » 19

Проектный метод как инструмент подтверждающий сформированность общих компетенций обучающихся

 

Орлова Оксана Александровна

 ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» филиал

 

Ключевые слова: проект, метод проектов, социальный проект.

 

Аннотация. В статье рассмотрен анализ формирования общих компетенций у обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» при использовании проектной технологии. Произведено описание проектной работы по дисциплине «Организация работы органов социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ». Сформирована компетентностная модель оценивания учебного проекта и общих компетенций обучающегося. 

Переход к компетентностным моделям оценки результатов образования свидетельствует о новизне образовательных стандартов нового поколения.

Проект — это набор мероприятий по достижению уникальной цели в условиях заданных ограничений (сроки, бюджет, люди и т.д.).

Результат проекта – это продукция или полезный эффект, создаваемые в ходе реализации проекта. Об успешности проекта судят по тому, насколько его результат соответствует запланированному уровню.

Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации знаний и умений по специальности «Право и организация социального обеспечения», а также для демонстрации сформированности общих и профессиональных компетенций при решении проблем профессиональной направленности.

Метод проектов создает условия для:

- развития мотивации обучающихся к более качественному овладению знаний в профессиональной сфере;

- приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью;

- совершенствование коммуникации;

- развитие индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.

При правильно разработанной структуре проектов и верно сформированной системе критериев оценивания, можно говорить о пользе проектной технологии для обучающихся.

Компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.

Компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций.

Результаты образования могут быть выявлены и оценены различными педагогическими измерительными материалами, а компетенции могут проявляться и быть оценены только в условиях действия и высокой мотивации достижения результата.

Особое внимание можно уделить формированию общих компетенций у обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», в связи с чем выдвигаются повышенные требования к контрольно-оценочной системе в среднем профессиональном образовании. Поэтому необходимо снижать долю традиционных письменных проверок и вводить в контроль знаний обучающихся тестовые задания, ситуационные задания и проектные работы. В связи с этим рассмотрим пример проектной работы студентов по специальности «Право и организация социального обеспечения», которую выполняли студенты 3го курса по дисциплине «Организация работы органов социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ», дадим краткую характеристику содержания работы и приведем компетентностную модель оценивания результатов учебного проекта.

Пример проектной работы «Проектирование социально значимого проекта для Иркутской области»

Цели занятия: разработка социально значимого проекта для Иркутской области, с целью овладения общими и профессиональными компетенциями.

Этапы работы над проектом:

  1. Выявление социальных проблем в обществе, нуждающихся в социальной помощи граждан, с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов, формирование плана проектной работы;
  2. Определение целей и задач проекта;
  3. Обоснование проблематики и социальной значимости проекта, а также определение целевой группы проекта;
  4. Указание сроков реализации проекта;
  5. География проекта (перечень муниципальных образований Иркутской области, на территории которых планируется реализация проекта);
  6. Определить команду и партнеров проекта, а также указать информационное сопровождение проекта;
  7. Раскрыть полное описание проекта;
  8. Описать основные мероприятия по этапам с указанием сроков их реализации;
  9. Составить смету предполагаемых финансовых поступлений и планируемых затрат, их обоснование;
  10. Указать ожидаемые результаты (количество благополучателей).
  11. Презентация полученного результата деятельности. Защита проекта. Обсуждение. Самооценка и взаимооценка проекта. Выводы.

Студенты написали социально значимы проекты по разным направлениям: создание комплексной модели информационной и психологической поддержки семей с недоношенными, а также детьми инвалидами; проведение социальных форумов по актуальным вопросам с привлечением представителей государственных организаций; создание центров для работы с членами семей военнослужащих; проведение профилактической работы с несовершеннолетними с целью уменьшения правонарушений; создание молодежного клуба; работа с приемными семьями, с женщинами оказавшимися в сложной жизненной ситуации; центры для помощи с детьми инвалидами и другие проекты.

В таблице приведена компетентностная модель оценивания результатов социального учебного проекта, как совокупность требований к уровню сформированности общих компетенций в процессе работы над проектом. В качестве шкалы оценивания и измерения результатов обучения, в процессе решения рассмотренной здесь задачи, используется трехуровневая шкала: сформированный базовый уровень (оценка «3»), сформированный повышенный уровень (оценка «4»), сформированный высокий уровень (оценка «5»).

Таблица 1. Компетентностная модель оценивания общих компетенций социального учебного проекта

 

Шкала оценивания (уровень)

Общие компетенции

Сформированный базовый

Сформированный повышенный

Сформированный высокий

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

Обучающийся имеет представление о своей специальности, но был малоинициативен в написании учебного проекта.

Обучающийся ответственно и активно подошел к написанию своего проекта.

Обучающийся использовал творческий подход и инициативу в написании учебного проекта.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект с задержкой от установленных сроков. Сформировано две основные задачи учебного проекта.

 

Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект в соответствии с установленными сроками.

Сформировано более трех основных задач учебного проекта.

Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект в соответствии с установленными сроками.

Сформировано более пяти основных задач учебного проекта.

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат.

 

Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат и выполнил анализ возможных проблемных ситуаций, связанных с реализацией проекта.

Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат и выполнил анализ возможных проблемных ситуаций, связанных с реализацией проекта. Оперативно устранял ошибки при написании учебного проекта.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Обучающемуся требовалась постоянная помощь преподавателя при написании проекта.

Обучающийся редко пользовался помощью преподавателя при написании учебного проекта.

Обучающийся продемонстрировал высокий уровень анализа информации, проявлял инициативу.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Имеет общее представление об ИТ, малоинициативен.

Инициативен в использовании ИТ при написании учебного проекта. Использовал PowerPoint для защиты проекта.

Обучающийся использовал PowerPoint, показав высокие умения, для защиты учебного проекта.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Обучающийся в учебном проекте сформировал команду из двух человек.

В команде ведомый.

Обучающийся в учебном проекте сформировал команду более трех человек.

В команде проявляет активность.

Обучающийся в учебном проекте сформировал команду более пяти человек и привлек партнеров проекта.

В команде играет ведущую роль.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта.

Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта и участвовал в его обсуждении.

Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта и участвовал в его обсуждении, а также сделал выводы. Дает аргументированную оценку своему проекту.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта.

Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта. Разработал поэтапное информационное сопровождение проекта.

Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта. Разработал поэтапное информационное сопровождение проекта. Раскрыл перспективы реализации проекта.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных нормативно-правовых актов.

Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов.

Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов. Разработан локальный нормативный акт, для реализации учебного проекта.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

Обучающийся соблюдал требования охраны труда при работе с персональным компьютером.

Обучающийся соблюдал требования охраны труда и технику безопасности при работе с персональным компьютером.

Обучающийся соблюдал требования охраны труда и технику безопасности при работе с персональным компьютером. Ведет здоровый образ жизни.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Обучающийся соблюдал правила делового общения при написании учебного проекта.

Обучающимся успешно применены на практике коммуникативные качества личности в процессе общения с сокурсниками и педагогами.

Обучающимся успешно применены на практике коммуникативные качества личности в процессе общения с сокурсниками и педагогами. Также соблюдал принципы профессиональной этики.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. В проекте отсутствует указание на предоставление отчета.

Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. Указывает на это при защите проекта.

Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. В проекте имеется указание о предоставлении отчета.

 

Таким образом, проектный метод дает широкие возможности для оценивания сформированности компетенций обучающихся. Для оценивания уровней сформированности компетенций необходимо смоделировать такие учебные задачи, которые максимально приближены к ситуациям профессиональной деятельности, а также разработать адекватную компетентностную модель оценивания результатов.

Список использованных источников:

Корнева, О. С. Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5655/ (дата обращения: 18.03.2023).

 

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar