- 19.12.2024
- 105 Просмотров
- Обсудить
Орлова Оксана Александровна
ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» филиал
Ключевые слова: проект, метод проектов, социальный проект.
Аннотация. В статье рассмотрен анализ формирования общих компетенций у обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» при использовании проектной технологии. Произведено описание проектной работы по дисциплине «Организация работы органов социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ». Сформирована компетентностная модель оценивания учебного проекта и общих компетенций обучающегося.
Переход к компетентностным моделям оценки результатов образования свидетельствует о новизне образовательных стандартов нового поколения.
Проект — это набор мероприятий по достижению уникальной цели в условиях заданных ограничений (сроки, бюджет, люди и т.д.).
Результат проекта – это продукция или полезный эффект, создаваемые в ходе реализации проекта. Об успешности проекта судят по тому, насколько его результат соответствует запланированному уровню.
Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации знаний и умений по специальности «Право и организация социального обеспечения», а также для демонстрации сформированности общих и профессиональных компетенций при решении проблем профессиональной направленности.
Метод проектов создает условия для:
- развития мотивации обучающихся к более качественному овладению знаний в профессиональной сфере;
- приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью;
- совершенствование коммуникации;
- развитие индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.
При правильно разработанной структуре проектов и верно сформированной системе критериев оценивания, можно говорить о пользе проектной технологии для обучающихся.
Компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.
Компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций.
Результаты образования могут быть выявлены и оценены различными педагогическими измерительными материалами, а компетенции могут проявляться и быть оценены только в условиях действия и высокой мотивации достижения результата.
Особое внимание можно уделить формированию общих компетенций у обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», в связи с чем выдвигаются повышенные требования к контрольно-оценочной системе в среднем профессиональном образовании. Поэтому необходимо снижать долю традиционных письменных проверок и вводить в контроль знаний обучающихся тестовые задания, ситуационные задания и проектные работы. В связи с этим рассмотрим пример проектной работы студентов по специальности «Право и организация социального обеспечения», которую выполняли студенты 3го курса по дисциплине «Организация работы органов социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ», дадим краткую характеристику содержания работы и приведем компетентностную модель оценивания результатов учебного проекта.
Пример проектной работы «Проектирование социально значимого проекта для Иркутской области»
Цели занятия: разработка социально значимого проекта для Иркутской области, с целью овладения общими и профессиональными компетенциями.
Этапы работы над проектом:
- Выявление социальных проблем в обществе, нуждающихся в социальной помощи граждан, с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов, формирование плана проектной работы;
- Определение целей и задач проекта;
- Обоснование проблематики и социальной значимости проекта, а также определение целевой группы проекта;
- Указание сроков реализации проекта;
- География проекта (перечень муниципальных образований Иркутской области, на территории которых планируется реализация проекта);
- Определить команду и партнеров проекта, а также указать информационное сопровождение проекта;
- Раскрыть полное описание проекта;
- Описать основные мероприятия по этапам с указанием сроков их реализации;
- Составить смету предполагаемых финансовых поступлений и планируемых затрат, их обоснование;
- Указать ожидаемые результаты (количество благополучателей).
- Презентация полученного результата деятельности. Защита проекта. Обсуждение. Самооценка и взаимооценка проекта. Выводы.
Студенты написали социально значимы проекты по разным направлениям: создание комплексной модели информационной и психологической поддержки семей с недоношенными, а также детьми инвалидами; проведение социальных форумов по актуальным вопросам с привлечением представителей государственных организаций; создание центров для работы с членами семей военнослужащих; проведение профилактической работы с несовершеннолетними с целью уменьшения правонарушений; создание молодежного клуба; работа с приемными семьями, с женщинами оказавшимися в сложной жизненной ситуации; центры для помощи с детьми инвалидами и другие проекты.
В таблице приведена компетентностная модель оценивания результатов социального учебного проекта, как совокупность требований к уровню сформированности общих компетенций в процессе работы над проектом. В качестве шкалы оценивания и измерения результатов обучения, в процессе решения рассмотренной здесь задачи, используется трехуровневая шкала: сформированный базовый уровень (оценка «3»), сформированный повышенный уровень (оценка «4»), сформированный высокий уровень (оценка «5»).
Таблица 1. Компетентностная модель оценивания общих компетенций социального учебного проекта
|
Шкала оценивания (уровень) |
||
Общие компетенции |
Сформированный базовый |
Сформированный повышенный |
Сформированный высокий |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
Обучающийся имеет представление о своей специальности, но был малоинициативен в написании учебного проекта. |
Обучающийся ответственно и активно подошел к написанию своего проекта. |
Обучающийся использовал творческий подход и инициативу в написании учебного проекта. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект с задержкой от установленных сроков. Сформировано две основные задачи учебного проекта.
|
Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект в соответствии с установленными сроками. Сформировано более трех основных задач учебного проекта. |
Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект в соответствии с установленными сроками. Сформировано более пяти основных задач учебного проекта.
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат.
|
Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат и выполнил анализ возможных проблемных ситуаций, связанных с реализацией проекта. |
Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат и выполнил анализ возможных проблемных ситуаций, связанных с реализацией проекта. Оперативно устранял ошибки при написании учебного проекта. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Обучающемуся требовалась постоянная помощь преподавателя при написании проекта. |
Обучающийся редко пользовался помощью преподавателя при написании учебного проекта. |
Обучающийся продемонстрировал высокий уровень анализа информации, проявлял инициативу. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Имеет общее представление об ИТ, малоинициативен. |
Инициативен в использовании ИТ при написании учебного проекта. Использовал PowerPoint для защиты проекта. |
Обучающийся использовал PowerPoint, показав высокие умения, для защиты учебного проекта. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Обучающийся в учебном проекте сформировал команду из двух человек. В команде ведомый. |
Обучающийся в учебном проекте сформировал команду более трех человек. В команде проявляет активность. |
Обучающийся в учебном проекте сформировал команду более пяти человек и привлек партнеров проекта. В команде играет ведущую роль. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта. |
Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта и участвовал в его обсуждении. |
Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта и участвовал в его обсуждении, а также сделал выводы. Дает аргументированную оценку своему проекту. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта. |
Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта. Разработал поэтапное информационное сопровождение проекта. |
Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта. Разработал поэтапное информационное сопровождение проекта. Раскрыл перспективы реализации проекта. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных нормативно-правовых актов. |
Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов. |
Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов. Разработан локальный нормативный акт, для реализации учебного проекта. |
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. |
Обучающийся соблюдал требования охраны труда при работе с персональным компьютером. |
Обучающийся соблюдал требования охраны труда и технику безопасности при работе с персональным компьютером. |
Обучающийся соблюдал требования охраны труда и технику безопасности при работе с персональным компьютером. Ведет здоровый образ жизни. |
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
Обучающийся соблюдал правила делового общения при написании учебного проекта. |
Обучающимся успешно применены на практике коммуникативные качества личности в процессе общения с сокурсниками и педагогами. |
Обучающимся успешно применены на практике коммуникативные качества личности в процессе общения с сокурсниками и педагогами. Также соблюдал принципы профессиональной этики. |
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. В проекте отсутствует указание на предоставление отчета. |
Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. Указывает на это при защите проекта. |
Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. В проекте имеется указание о предоставлении отчета. |
Таким образом, проектный метод дает широкие возможности для оценивания сформированности компетенций обучающихся. Для оценивания уровней сформированности компетенций необходимо смоделировать такие учебные задачи, которые максимально приближены к ситуациям профессиональной деятельности, а также разработать адекватную компетентностную модель оценивания результатов.
Список использованных источников:
Корнева, О. С. Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5655/ (дата обращения: 18.03.2023).