- 19.12.2024
 - 1703 Просмотра
 - Обсудить
 
Орлова Оксана Александровна
ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» филиал
Ключевые слова: проект, метод проектов, социальный проект.
Аннотация. В статье рассмотрен анализ формирования общих компетенций у обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» при использовании проектной технологии. Произведено описание проектной работы по дисциплине «Организация работы органов социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ». Сформирована компетентностная модель оценивания учебного проекта и общих компетенций обучающегося.
Переход к компетентностным моделям оценки результатов образования свидетельствует о новизне образовательных стандартов нового поколения.
Проект — это набор мероприятий по достижению уникальной цели в условиях заданных ограничений (сроки, бюджет, люди и т.д.).
Результат проекта – это продукция или полезный эффект, создаваемые в ходе реализации проекта. Об успешности проекта судят по тому, насколько его результат соответствует запланированному уровню.
Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации знаний и умений по специальности «Право и организация социального обеспечения», а также для демонстрации сформированности общих и профессиональных компетенций при решении проблем профессиональной направленности.
Метод проектов создает условия для:
- развития мотивации обучающихся к более качественному овладению знаний в профессиональной сфере;
- приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью;
- совершенствование коммуникации;
- развитие индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.
При правильно разработанной структуре проектов и верно сформированной системе критериев оценивания, можно говорить о пользе проектной технологии для обучающихся.
Компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.
Компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций.
Результаты образования могут быть выявлены и оценены различными педагогическими измерительными материалами, а компетенции могут проявляться и быть оценены только в условиях действия и высокой мотивации достижения результата.
Особое внимание можно уделить формированию общих компетенций у обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», в связи с чем выдвигаются повышенные требования к контрольно-оценочной системе в среднем профессиональном образовании. Поэтому необходимо снижать долю традиционных письменных проверок и вводить в контроль знаний обучающихся тестовые задания, ситуационные задания и проектные работы. В связи с этим рассмотрим пример проектной работы студентов по специальности «Право и организация социального обеспечения», которую выполняли студенты 3го курса по дисциплине «Организация работы органов социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ», дадим краткую характеристику содержания работы и приведем компетентностную модель оценивания результатов учебного проекта.
Пример проектной работы «Проектирование социально значимого проекта для Иркутской области»
Цели занятия: разработка социально значимого проекта для Иркутской области, с целью овладения общими и профессиональными компетенциями.
Этапы работы над проектом:
- Выявление социальных проблем в обществе, нуждающихся в социальной помощи граждан, с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов, формирование плана проектной работы;
 - Определение целей и задач проекта;
 - Обоснование проблематики и социальной значимости проекта, а также определение целевой группы проекта;
 - Указание сроков реализации проекта;
 - География проекта (перечень муниципальных образований Иркутской области, на территории которых планируется реализация проекта);
 - Определить команду и партнеров проекта, а также указать информационное сопровождение проекта;
 - Раскрыть полное описание проекта;
 - Описать основные мероприятия по этапам с указанием сроков их реализации;
 - Составить смету предполагаемых финансовых поступлений и планируемых затрат, их обоснование;
 - Указать ожидаемые результаты (количество благополучателей).
 - Презентация полученного результата деятельности. Защита проекта. Обсуждение. Самооценка и взаимооценка проекта. Выводы.
 
Студенты написали социально значимы проекты по разным направлениям: создание комплексной модели информационной и психологической поддержки семей с недоношенными, а также детьми инвалидами; проведение социальных форумов по актуальным вопросам с привлечением представителей государственных организаций; создание центров для работы с членами семей военнослужащих; проведение профилактической работы с несовершеннолетними с целью уменьшения правонарушений; создание молодежного клуба; работа с приемными семьями, с женщинами оказавшимися в сложной жизненной ситуации; центры для помощи с детьми инвалидами и другие проекты.
В таблице приведена компетентностная модель оценивания результатов социального учебного проекта, как совокупность требований к уровню сформированности общих компетенций в процессе работы над проектом. В качестве шкалы оценивания и измерения результатов обучения, в процессе решения рассмотренной здесь задачи, используется трехуровневая шкала: сформированный базовый уровень (оценка «3»), сформированный повышенный уровень (оценка «4»), сформированный высокий уровень (оценка «5»).
Таблица 1. Компетентностная модель оценивания общих компетенций социального учебного проекта
| 
  
  | 
 
  Шкала оценивания (уровень)  | 
 ||
| 
  Общие компетенции  | 
 
  Сформированный базовый  | 
 
  Сформированный повышенный  | 
 
  Сформированный высокий  | 
 
| 
  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 
  | 
 
  Обучающийся имеет представление о своей специальности, но был малоинициативен в написании учебного проекта.  | 
 
  Обучающийся ответственно и активно подошел к написанию своего проекта.  | 
 
  Обучающийся использовал творческий подход и инициативу в написании учебного проекта.  | 
 
| 
  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  | 
 
  Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект с задержкой от установленных сроков. Сформировано две основные задачи учебного проекта. 
  | 
 
  Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект в соответствии с установленными сроками. Сформировано более трех основных задач учебного проекта.  | 
 
  Обучающийся выполнил все этапы работы над учебным проектом. Обучающийся выполнял проект в соответствии с установленными сроками. Сформировано более пяти основных задач учебного проекта. 
  | 
 
| 
  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.  | 
 
  Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат. 
  | 
 
  Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат и выполнил анализ возможных проблемных ситуаций, связанных с реализацией проекта.  | 
 
  Обучающийся указал в учебном проекте ожидаемый результат и выполнил анализ возможных проблемных ситуаций, связанных с реализацией проекта. Оперативно устранял ошибки при написании учебного проекта.  | 
 
| 
  ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  | 
 
  Обучающемуся требовалась постоянная помощь преподавателя при написании проекта.  | 
 
  Обучающийся редко пользовался помощью преподавателя при написании учебного проекта.  | 
 
  Обучающийся продемонстрировал высокий уровень анализа информации, проявлял инициативу.  | 
 
| 
  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  | 
 
  Имеет общее представление об ИТ, малоинициативен.  | 
 
  Инициативен в использовании ИТ при написании учебного проекта. Использовал PowerPoint для защиты проекта.  | 
 
  Обучающийся использовал PowerPoint, показав высокие умения, для защиты учебного проекта.  | 
 
| 
  ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.  | 
 
  Обучающийся в учебном проекте сформировал команду из двух человек. В команде ведомый.  | 
 
  Обучающийся в учебном проекте сформировал команду более трех человек. В команде проявляет активность.  | 
 
  Обучающийся в учебном проекте сформировал команду более пяти человек и привлек партнеров проекта. В команде играет ведущую роль.  | 
 
| 
  ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.  | 
 
  Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта.  | 
 
  Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта и участвовал в его обсуждении.  | 
 
  Обучающийся выступил с защитой своего учебного проекта и участвовал в его обсуждении, а также сделал выводы. Дает аргументированную оценку своему проекту.  | 
 
| 
  ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  | 
 
  Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта.  | 
 
  Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта. Разработал поэтапное информационное сопровождение проекта.  | 
 
  Обучающийся распределил обязанности между командой учебного проекта. Разработал поэтапное информационное сопровождение проекта. Раскрыл перспективы реализации проекта.  | 
 
| 
  ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.  | 
 
  Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных нормативно-правовых актов.  | 
 
  Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов.  | 
 
  Актуальность учебного проекта аргументирована с указанием федеральных и местных нормативно-правовых актов. Разработан локальный нормативный акт, для реализации учебного проекта.  | 
 
| 
  ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.  | 
 
  Обучающийся соблюдал требования охраны труда при работе с персональным компьютером.  | 
 
  Обучающийся соблюдал требования охраны труда и технику безопасности при работе с персональным компьютером.  | 
 
  Обучающийся соблюдал требования охраны труда и технику безопасности при работе с персональным компьютером. Ведет здоровый образ жизни.  | 
 
| 
  ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.  | 
 
  Обучающийся соблюдал правила делового общения при написании учебного проекта.  | 
 
  Обучающимся успешно применены на практике коммуникативные качества личности в процессе общения с сокурсниками и педагогами.  | 
 
  Обучающимся успешно применены на практике коммуникативные качества личности в процессе общения с сокурсниками и педагогами. Также соблюдал принципы профессиональной этики.  | 
 
| 
  ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.  | 
 
  Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. В проекте отсутствует указание на предоставление отчета.  | 
 
  Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. Указывает на это при защите проекта.  | 
 
  Осознает, и понимает, что в случае реализации проекта необходимо представить отчет о расходовании денежных средств на реализацию проекта. В проекте имеется указание о предоставлении отчета.  | 
 
Таким образом, проектный метод дает широкие возможности для оценивания сформированности компетенций обучающихся. Для оценивания уровней сформированности компетенций необходимо смоделировать такие учебные задачи, которые максимально приближены к ситуациям профессиональной деятельности, а также разработать адекватную компетентностную модель оценивания результатов.
Список использованных источников:
Корнева, О. С. Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5655/ (дата обращения: 18.03.2023).
