Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2020 » Май » 3

Задачи олимпиады с каждым годом сложнее, но и уровень участников растёт

Интервью с победителем международной и всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Ильдар Гайнуллин, ученик 11 класса лицея им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета, в 2020 году стал абсолютным победителем Международной олимпиады по информатике Innopolis open, а в 2019 году завоевал золотую медаль на Международной олимпиаде по информатике (IOI). Тогда, по итогам мероприятия в общем медальном зачёте Россия заняла первое место, опередив 87 стран. Обладатель лучшего результата среди российской сборной – Ильдар Гайнуллин – уступил лишь участнику из сборной США. Мы поговорили с многократным призёром и победителем интеллектуальных состязаний о подготовке к международной олимпиаде и всероссийской олимпиаде школьников. Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение».

По словам Ильдара, активное участие в интеллектуальных состязаниях для него началось с 7 класса, когда он поступил в лицей им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета: «С 6 класса я занимался робототехникой – посещал городской кружок. В 7 классе поступил в лицей, который сейчас и заканчиваю. Здесь я познакомился с учителем информатики, который стал моим первым тренером. Я понял, что мне интересно заниматься информатикой, и начал усиленно готовиться к соревнованиям по этому предмету».

К победе в международной олимпиаде по информатике (IOI) Ильдар шёл с 2016 года, именно в этот год им была завоёвана серебряная медаль на Всероссийской командной олимпиаде школьников по программированию в г. Санкт-Петербурге. «Такая командная олимпиада проходит каждый год, по уровню сложности она легче международной. Но и задач в ней больше, поскольку в команде участвуют три человека. Самые сложные задачи, на мой взгляд, встречались на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников (проходит в два тура), далеко не все могут с ними справиться», – объясняет Ильдар.

Выпускник лицея также является обладателем золотой медали Международного турнира по программированию в г. Шумен, Болгария. В 2017 г. Ильдар завоевал золотую медаль юниорского чемпионата Европы по программированию в г. София, Болгария. А в 2018 г. – золотую медаль Международной Жаутыковской олимпиады в г. Алма-Ата, Казахстан. В 2019 году Ильдар стал победителем IX Международного открытого чемпионата БГУИР по спортивному программированию BSUIR Open 2019. Всего этого он смог достичь благодаря упорству, терпению и стремлению показать лучший результат. «Подготовиться к этим интеллектуальным соревнованиям мне удалось в том числе благодаря участию в тренировочных олимпиадах и других соревнованиях, которые были не такого высокого уровня. Но они позволили мне прорешать действительно большое количество задач. Конечно, для меня участие в соревнованиях очень интересно! Иначе я не был бы так настойчив и не смог бы добиться таких успехов», – объясняет Ильдар. Высоких результатов удалось достичь в том числе благодаря совместной упорной работе с учителем информатики лицея имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета Cергеем Михайлиным. Большой вклад в его развитие также внёс Павел Маврин и ещё один обладатель кубка ICPC Нияз Нигматуллин. Они работают в ИТМО, но делают много совместных проектов с Университетом Иннополис Республики Татарстан.

Ильдар признается, что особого секрета в подготовке нет, самое важное – упорная и регулярная тренировка: «Один тур международной олимпиады длится пять часов. Соответственно, дома я готовлюсь каждый день по пять часов, иногда и дольше, решая задачи. У нас проводится много различных сборов, которые проводит Центральная предметно-методическая комиссия и различные университеты. В рамках этих сборов тренеры помогают нам разбирать сложные задачи. Кроме того, сейчас есть множество онлайн-ресурсов, с помощью которых можно хорошо подготовиться. Например, codeforces.com, на мой взгляд, – один из лучших сайтов для тренировки, причём как для начинающих, так и для сильных участников олимпиады. На этом портале проводятся онлайн-соревнования для школьников самого разного уровня. В целом, для тех, кто только приступил к подготовке, советую начинать с простых задач и постепенно повышать уровень сложности».

К неудачам в интеллектуальных состязаниях Ильдар относится спокойно, оценивая их как возможность стать только лучше: «С того момента, как я начал заниматься, конечно, были неудачи. Из-за них я не проходил на следующий этап всероссийской олимпиады школьников. В самый первый год, когда я начал заниматься, я не очень хорошо прошёл региональный этап всероссийской олимпиады школьников и не смог попасть на заключительный. Я проанализировал ошибки, изучил, что сделал не так, и через год тренировок смог пройти на следующий этап. Аналогичная ситуация была два года назад, когда я не прошёл на международную олимпиаду. Спустя долгое время подготовки я смог попасть на неё, причём с достаточно хорошим отрывом. Опять же, поскольку проанализировал все ошибки и спустя годы их уже не допустил».

В будущем выпускник лицея планирует продолжить заниматься программированием, и надеется, что будет участвовать уже в студенческих олимпиадах. «Задачи олимпиады с каждым годом действительно становятся все сложнее. Но и уровень участников тоже растёт. Если много тренироваться, становишься все лучше и лучше. Так и удаётся справляться с новыми, более сложными заданиями», – заключил Ильдар.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar