Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

XV - Всероссийская интернет – конференция

1. Состояние и перспективы развития профессионального образования в России [24]
2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании [217]
3. Проблемы и перспективы внедрения ФГОС по ТОП-50 специальностям [6]
4. Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia [6]
Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia»
5. Проблемы социально-профессиональной адаптации учащихся с ОВЗ [6]
6. Методика организации воспитательного процесса в СПО [30]
Положение о конференции [1]

Использование информационных технологий в воспитании специалиста – активного члена информационного общества

Поделитесь с коллегами

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании
Использование информационных технологий в воспитании специалиста – активного члена информационного общества
Пяткова Елена Игоревна - преподаватель информационных технологий
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Петровский колледж» (СПб ГБПОУ «Петровский колледж»)

Информационная культура - важнейший фактор профессиональной компетентности молодого специалиста
Возникновение информационного общества тесно связано с пониманием основополагающей роли информации в общественном развитии и современном образовании. Становление и развитие информационного общества в нашей стране требует обеспечить соответствие профессионального образования динамичным изменениям, происходящим в обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности современного специалиста. [1]

В современном мире между людьми, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и людьми, информационная культура которых определяется традиционными подходами, создаются разные уровни качества информационной культуры при одинаковых затратах сил и времени, что влечет снижение возможностей творческого проявления личности.
К критериям информационной культуры современного человека можно отнести:
• умение в соответствии с обстоятельствами формулировать свою потребность в информации;
• эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
• перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
• использовать индивидуальные информационно-поисковые системы;
• адекватно отбирать и оценивать информацию;
• способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Профессиональное образование, с т.з. формирования информационной культуры, должно создать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производства информации и использования ее. Овладение информационной культурой – путь универсализации качеств современного специалиста, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли, непременный признак высокого профессионализма будущего специалиста. [2]

В сложившихся условиях информационная культура личности становится областью метазнаний, уровень владения ею – важнейшим фактором профессиональной компетентности и социальной дифференциации, что необходимо осознавать специалистам в сфере профессионального образования.
Информационная глобализация напрямую касается сферы образования, она зависит от интеллектуального потенциала страны, от наличия хорошо подготовленных, высокообразованных профессионалов. Сфера информационных технологий, образование и культур обусловливают уровень цивилизованности различных народов, их способность к решению глобальных мировых проблем, преодолению мировых кризисов. [3]

Использование информационных технологий в воспитании специалиста – активного члена информационного общества
Хорошо понимая необходимость воспитания специалиста – активного члена информационного общества, обладающего высокими профессиональными компетенциями в области информационных технологий, необходимо максимально использовать и возможности ИТ на уроках, и одновременно личностно-ориентированное обучение, максимально активизировать личное творчество студентов, повышать мотивацию к обучению. Владение информационно-коммуникационными технологиями позволяет не только сделать познавательный процесс увлекательным и результативным, но и сформировать у студентов уверенность в необходимости высокого уровня информационной культуры для успешного современного специалиста.

Утверждая, что неспособных студентов нет, есть неразвитые, немотивированные к обучению, необходимо сделать все для того, чтобы развить их, заинтересовать и приобщить к процессу добывания знаний. Некоторые студенты, приходящие учиться, зачастую не представляют, с чем им придется столкнуться при изучении общетехнических, специальных и даже общеобразовательных дисциплин. Они недостаточно владеют навыками работы с информационно-коммуникационной средой для решения учебных задач - работы с электронными учебниками и справочниками, составлением конспектов, использованием схем, эскизов, таблиц, решением поставленных задач средствами ИКТ, поэтому и в обучении современным информационным технологиям главным остается дифференцированный подход к студентам.

Без использования технологии сотрудничества, творческого взаимодействия с педагогом и самостоятельной активности каждого студента эффективное обучение техническим и специальным дисциплинам представляется невозможным. Именно поэтому поощрять самостоятельность, инициативу студентов, требовать от них взаимодействия и «обратной связи» – очень важная задача учителя.

На практических занятиях по ИКТ хорошо зарекомендовал себя групповой метод как основа проблемного обучения, он обеспечивает нашим студентам необходимые условия для активизации познавательной деятельности каждого студента группы, представляя возможность осмыслить и осознать новый материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений, в то же время выполняя свой индивидуальный вариант задания. Все участники группы получают возможность узнать друг друга, как на личностном, так и на профессионально-учебном уровне. В этом случае ИКТ являются действенным средством активизации профессиональной мотивации будущих специалистов.

Созданные преподавателями электронные учебно-методические комплексы дают студентам возможность для самореализации, саморазвития, самоконтроля; повышают интерес к учебной дисциплине. Уроки с применением возможностей Интернет-технологий повышают активность и заинтересованность студентов.
Студенты должны понять, что в своей профессиональной деятельности они только тогда будут конкурентоспособны и востребованы на рынке труда, когда научатся в совершенстве владеть информационно-компьютерными технологиями в избранной специальности.

На различных уровнях подготовки специалиста необходимо вводить не только разнообразные виды контроля знаний и умений, но и различные творческие задания. Студенты ищут материалы в различных источниках, в первую очередь – в Интернете, выполняют работы с использованием компьютерных презентаций. Достоинством такой работы является не только возможность проверки умений подобрать материал, проанализировать собранную информацию, сделать выводы и овладеть приемами публичного выступления, но и возможность студентами высказать свою точку зрения на различные темы.

Систематический контроль в системе электронного тестирования позволяет выявить недочеты и ошибки каждого студента, предложить индивидуальные рекомендации для устранения «пробелов» в знаниях. Любой студент может воспользоваться материалами, помещенными в среду дистанционного обучения, самостоятельно повторить материалы учебных тем и проверить свои знания через тематические тесты.
Сочетание традиционных видов контроля знаний и умений с видами контроля, основанными на применении компьютерных технологий, способствует более эффективному управлению процессами обучения. Таким образом, деятельность преподавателя заключается в проектировании учебной деятельности, ее организации и управлении ею, а не в «передаче знаний».

Главная цель образования – радость познания, творческое развитие личности. Преподаватель и студент вместе стремятся к знаниям, учатся, помогают друг другу, радуются, когда добиваются успеха. А он приходит только к тем, кто получает удовольствие от общения друг с другом, учится и развивается вместе, прикладывает максимум усилий для решения поставленных перед собой задач.

Литература, источники
1. Информационная грамотность и медиаобразование для всех – http://www.mediagram.ru/
2. Информация для всех – http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm
3. Сайт "Взгляд в информационное общество"– http://novotarbeevo.narod.ru/festival/tur_sotrud/index.htm

Оставьте свой комментарий
m">
avatar