- 4 Загрузки
- 3087 Просмотров
- Обсудить
Поделитесь с коллегами
В современных реалиях демократизации российского общества, с одной стороны, и нравственной дезориентации молодежи, с другой стороны, актуализируются задачи по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Поэтому, важное значение, приобретает становление выпускников профессиональных образовательных организаций не только как профессионалов, но и как членов общества, обладающих высоким уровнем гражданской культуры, в которой синтезируются духовно-нравственные индивидуальные и общечеловеческие ценности. Очень важно донести до сознания молодежи начала и основы духовности. «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» [1, с.5].
Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский указывал на то, что «главную задачу воспитания составляет влияние нравственное»[3, с.148-195].
Активизировать разум, совесть и эмоции юношей и девушек можно через творческую деятельность. Как сказал И.М. Ильинский: «Творческие способности могут развиваться от менее высокого к более высокому уровню. И это не только интеллект, но – непременно! – эмоционально-волевая, духовно-нравственная сторона личности. Непременно в единстве…» [2, с.239].
В системе СПО формирование духовно-нравственных ориентиров, ценностей обучающихся через творческую деятельность может успешно осуществляться на занятиях в творческих объединениях, в частности кружках декоративно-прикладной направленности.
В Городецком Губернском колледже эта идея нашла свое воплощение.
Кружок «Кудесницы» работает под руководством педагога дополнительного образования В.В. Кузнецовой. Основной целью является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств обучающихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления цветов, кукол, мягкой игрушки и т.д.
Декоративно-прикладное творчество является одним из самых древних видов искусства. Произведения данного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имеют практическое значение в быту. В его основе лежит историческая память, творчество и самосознание народа. Вещи, сделанные своими руками, являются бесценными, хранятся и даже передаются из поколения в поколение.
Декоративно-прикладное творчество как никакой другой вид учебно-творческой работы позволяет одновременно раскрывать огромную духовную ценность изделий народных мастеров, формировать эстетический вкус, вооружать студентов необходимыми знаниями, развивать трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. Все это особо значимо для студентов педагогических специальностей, воспитателей детского сада и преподавателей начальных классов. Занимаясь в кружке, они приобретают навыки работы с тканью, учатся изготавливать различные поделки. Все это пригодится им в дальнейшем труде с детьми в школе. В кружке занимаются студенты, обучающиеся и по другим профессиям.
Работа с обучающимися строится на основе диалога, взаимосотрудничества, деликатного, уважительного, искреннего отношения к личности обучающихся. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.
Студенты с огромным желанием посещают занятия кружка, на занятиях появляется творческая активность, способность мыслить, сочинять, создавать необычные и затейливые вещи. Обучаемым дается возможность выбора творческого задания по силам. Создаются условия для взаимопомощи.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с первого занятия и заканчивая итоговой творческой работой. По окончанию и изучению темы проводятся выставки-ярмарки. Студенты сами разрабатывают эскизы и затем шьют изделия, например, мягкие игрушки и куклы. Проводятся конкурсы рефератов и презентаций по темам, изучаемым на кружке. Обучающиеся кружка «Кудесницы» принимают активное участие в колледжных мероприятиях по изготовлению поделок, выставках, конкурсах по оформлению кабинетов и т.д.
По окончанию курса обучения студенты выполняют творческую работу, которая украшают выставку работ выпускников в кабинете дополнительного образования, с просмотра которой начинаются занятия в новой группе.
1. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-
психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. – Н. Новгород, 2001. – С. 5.
2. Ильинский И. М.. Образовательная революция. – М., 2002. – 596 с.
3. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. – Избранные произведения. – М.; Л., 1946. – С.148-195.
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий